Судостроитель

6 декабря 2018
0
197

В уходящем году одному из старейших предприятий Приуралья и Казахстана – судоремонтно-судостроительному заводу исполняется 90 лет. 21 год это предприятие возглавлял Кинжегалий Хакимович Джунусов, 100 лет со дня рождения которого коллеги и общественность города торжественно отметили в 2017 году. «Золотой век» судостроения на Урале во многом связан с его именем.

В Затоне В. Чапаева. Слева направо: Кинжегалий Джунусов, главный инженер завода Евгений Геффель, начальник планово-производственного отдела Сергей Уполовников. 7 ноября 1958 года.

Ждал паренька седой Урал

Он родился 23 марта 1917 года в ауле Караоба Бурлинского района в крестьянской семье. Свой трудовой путь Джунусов начал в 1932 году, поступив в Уральское речное пароходство маслёнщиком парохода. После учёбы в 1933-1936 годах на судотехническом отделении Уральского училища водного транспорта он получил специальность моториста и назначен мотористом катера.

Сегодня для кого-то может показаться странным, что простой парень из казахского аула вдруг выбрал профессию речника. Но ничего необычного в таком выборе нет: в то время авторитет пароходства неуклонно рос, работать в нём стало престижно. И Кинжегалий, преодолевая первые трудности и неудачи, делом доказал, что он может стать настоящим производственником, пройдя ступеньки маслёнщика, кочегара, помощника механика, а затем механика газохода и парохода.

Джунусов работал групповым механиком в Затоне имени Чапаева, механиком-наставником, линейным механиком пароходства. Приобретал ценный опыт, присматривался к тому, как работают другие. Он ещё не знал, что этот опыт, особенно по части общения с людьми, вскоре ему очень пригодится.

В соответствии с приказом министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог, К. Джунусова 15 февраля 1954 года назначают директором судоремонтных мастерских имени В.И. Чапаева.

Человеческий фактор

Перед ним сразу встал вопрос: как строить отношения с людьми? Можно, сидя в кабинете, давать кучу ценных указаний. Но можно обойти мастерские, обстоятельно поговорить, узнать обстановку на рабочих местах из первых рук. И только потом – в кабинет. Джунусов выбрал второе. Позже ветераны-речники рассказывали, что он сам всегда, здороваясь, подавал руку рядовым рабочим и матросам, однако панибратства не допускал.

Если нужно отчитать кого-то, Джунусов обычно избегал длинных и нудных нотаций. Хорошо зная своих подчинённых, он умел найти к каждому такой подход, что человек без лишних слов делал выводы ещё до вызова «на ковёр»…

Интересна история его второго имени, которое больше известно среди старых речников. Попав сиротой в 1932 году в Уральск, он плавал маслёнщиком на пароходе «Доссор», где механиком работал немногословный немец. Механик сразу определил:

Николай у нас есть, Михаил тоже, будешь Володей. Так он получил это имя, которое по мере его возраста и служебного роста естественно переросло во «Владимир Акимович».

И женился он на девушке Анне, эвакуированной из Белоруссии. Впоследствии их сыновья Лев и Валерий, окончив Ленинградский институт водного транспорта, в разное время станут главными инженерами Уральского речного пароходства.

По новым технологиям

Совершенствуя производство и внедряя прогрессивные технологические процессы, предприятие под руководством Кинжегалия Хакимовича Джунусова освоило выпуск новых видов продукции: сначала 300-тонных, затем 600-тонных и, наконец, 1000-тонных сухогрузных стальных барж.

До середины 1950-х годов на Урале большую часть грузового флота составляли деревянные баржи, а главной специальностью среди судостроителей была профессия плотника. На флоте ещё долго оставались в эксплуатации одни из немногих тогда стальных барж – 300-тонные клёпаные суда, доставшиеся Советскому Союзу по репарациям от Германии.

Поэтому переход на стальное строительство несамоходных судов требовал в судоремонтных мастерских технического и кадрового обновления. Для этого необходимы специалисты. Именно в этот период на завод прибыли инженеры Колесников, Корецкий, Залесский, Ротанов, началась подготовка и переподготовка рабочих кадров.

Стали покупать сварочное оборудование для судокорпусных работ. К началу строительства 1000-тонных сухогрузов остро встал вопрос о внедрении полуавтоматической и автоматической сварки. Ввели в действие стапель для строительства судов, своими силами разрабатывалась и собиралась оснастка для сварки секций судов и монтажа секций в общий корпус. Внедрение новых технологий и обучение кадров шли параллельно.

К началу 1970-х годов началось проектирование и строительство нового корпусно-сварочного цеха, который позволил резко увеличить механизацию сварочно-сборочных работ при изготовлении судовых секций, переведя этот процесс из-под открытого неба в цеховые условия.

Также началось строительство слипа – устройства для подъёма судна из воды и спуска на воду путём установки его на одной или нескольких тележках, перемещаемых по наклонной плоскости. Ушёл в историю способ спуска и подъёма по склизам – брёвнам, смазанным солидолом. Слип соорудили во многом благодаря принципиальности и настойчивости Кинжегалия Хакимовича. Таких сооружений в Казахстане и по сей день всего три.

Не ищи покоя, сердце

Кинжегалий Хакимович вёл большую общественную работу. Он восемь раз избирался членом Пленума Уральского горкома партии, депутатом горсовета, руководителем его постоянной депутатской комиссии по коммунальному хозяйству и благоустройству. С 1957 года Джунусов выполнял обязанности народного заседателя Верховного Суда Казахской ССР.

Большинство речников Затона Чапаева жили в бараках. Поэтому по инициативе Джунусова наладили поставки с севера сборно-щитовых домов. Они, наряду с новыми кирпичными корпусами №№ 5-10, помогли решить жилищную проблему в посёлке. Судоремонтные мастерские во главе с Джунусовым стали первой организацией в Уральске, ликвидировавшей барачное жильё.

За годы руководства Джунусовым судоремонтно-судостроительным заводом построен 21 жилой дом, газифицировано 238 квартир, в 10-ти домах проведено центральное отопление. В посёлке также прокладывались инженерные сети.

В 1957 году по инициативе Кинжегалия Хакимовича организована массовая посадка деревьев и обеспечен их полив, что вскоре превратило Затон имени В. Чапаева в самый зелёный район Уральска. Территория клуба имени Чапаева, район между начальной школой и 1-м корпусом стали парком зелёных насаждений.

Судоремонтные мастерские реорганизуются в ремонтно-эксплуатационную базу. РЭБ флота тогда являлась одним из немногих предприятий Уральска, имевших свой клуб. Большое внимание уделялось улучшению материальной базы пионерского лагеря «Чайка», принадлежащего судоремонтному заводу, где летом отдыхали дети речников не только из Уральска, но и из Гурьева.

Богатый производственный опыт, доскональное знание специфики судостроения и судоремонта, самообразование и общение с коллегами-речниками побуждали Кинжегалия Джунусова активно заниматься рационализаторством. Им подано 15 рацпредложений, из которых 13 внедрено в производство со значительным экономическим эффектом.

Кинжегалий Джунусов награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «За освоение целинных и залежных земель», «За трудовую доблесть», орденом «Знак Почёта» и другими правительственными наградами. Только тяжёлая болезнь вывела его из строя в 1974 году, не дав закончить все намеченные планы. Год спустя Кинжегалий Хакимович стал пенсионером по инвалидности второй группы.

Но он всё равно не мог сидеть без дела. Как вспоминают коллеги Джунусова, его пенсионный день начинался с общественной работы. Он возглавлял партийную комиссию по контролю за работой администрации, активно работал в совете ветеранов войны и труда завода. Остальная часть времени уходила на помощь детям в воспитании внуков, встречи с друзьями и родственниками, огород, дачу, домашнее хозяйство.

Болеть, как говорится, некогда. И даже тяжелейший инсульт застал его в этих хлопотах. 14 июня 1985 года Кинжегалия Хакимовича Джунусова не стало.

Появятся ли когда-нибудь на Урале такие же преданные профессии речника люди, как Кинжегалий Джунусов, его достойный преемник Евгений Шукуров, начальники пароходства Сергей Балдычев и Василий Рук? Трудно сказать. Но то, что они являются для всех нас примером, стали частью истории Уральска, – это очевидно.

Не случайно две улицы в Затоне Чапаева названы именами Джунусова и Шукурова. Ходит по Уралу буксир-толкач «Кинжегалий Джунусов», бывший «Минск».

Нынешний коллектив ТОО «Судоремонтный завод» под руководством Владимира Самсонова успешно преодолел трудности кризиса, перехода к рынку. Завод не только ремонтирует флот, но и возродил судостроение, продолжая славные традиции своих предшественников.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top