Столетий отблеск

28 октября 2021
0
912

В музее «Старый Уральскъ» почти месяц работает Международная художественная выставка-конкурс «На куполах столетий отблеск», посвященная 430-летию города. По словам директора музея Геннадия Мухина, в день ее посещают не менее 30-40 человек, целыми классами приходят учащиеся художественных и общеобразовательных школ. Каждый посетитель выставки имеет право проголосовать за три наиболее понравившихся картины – в подведении итогов конкурса жюри учтет и зрительские симпатии.

На выставке представлены более сорока картин шестнадцати уральских художников, многие из которых в настоящее время живут в России.

Эти картины в разное время подарены музею, но большая часть написана специально для этой выставки.

– В конкурсе примут участие только эти 32 картины, написанные непосредственно к конкурсу, – уточняет Геннадий Мухин.

По словам председателя общественного объединения «Уральско-Яицкое казачество» Вадима Самохвалова, одного из организаторов мероприятия, выставку начали готовить еще в мае, и благодарны всем художникам, кто на это откликнулся.

И, судя по эмоциональности и экспрессивности многих полотен, откликнулись художники с огромным желанием и воодушевлением, так как тема им очень близка и дорога. Картины, написанные в разных жанрах и технике, объединяет одно – неравнодушие авторов к объекту изображения. Проще говоря, любовь к родному краю, его истории, архитектуре, людям, гордость за подвиги предков. Ведь среди авторов – потомки уральских казаков, чувствующих свою генетическую связь с предками. Напри-мер, у художников Елены Строковой, Сергея Сайбеля – прадеды герои Иканского боя, Георгиевские кавалеры.

Картины Сергея Сайбеля хорошо знакомы уральцам, несмотря на то, что художник живет в России. Многие его картины хранятся в музее «Старый Уральскъ». Это эпические полотна, рассказывающие о подвигах и быте уральских казаков, о трагедии Гражданской войны. На картине «Сыновья» изображены два брата, воюющие по разные стороны: один за белых, другой за красных. Тема, навеянная произведением Шолохова «Тихий Дон», близка и понятна уральцам – через многие семьи здесь тоже прошелся этот разлом.

Уральцам не надо объяснять, почему картина, изображающая плачущую казачку, которой атаман отряда, вернувшегося из похода, передает оружие и награды мужа, называется «Остался сзади». Никогда казаки не говорили «убит» или «погиб» – «остался сзади». Может быть, оставляя таким образом какую-то призрачную надежду.

Картину «Сорочинка. 1938 год» Сергей Сайбель написал для этой выставки. Сюжет – из истории семьи. На фоне разрушенной церкви икона Богородицы, к которой в мольбе протягивает руки маленькая девочка. В образе этой девочки художник изобразил свою бабушку, в детстве ставшую свидетельницей этого варварства.

Перед иконой Христа застыл в покаянной позе, опираясь на меч, «Реставратор» – картина так и называется. И, кажется, что Спаситель смотрит на него со скорбью и прощением: «Не ведаете, что творите».

Многие картины символичны. Небесный покровитель Уральского войска Михаил Архангел рас-простер свои крылья над Старым собором, над Уралом, над городом на картине Елены Строковой. Чистые, прозрачные краски, сочетание голубого и розового создают ощущение чистоты и покоя. В конкурсе эта картина не участвует, так как автор – один из членов жюри.

Среди портретов один узнаваем всеми, кто знаком с историей самого музея. Это портрет его основательницы и попечительницы Натальи Акимовны Сладковой, написанный преподавательницей детской художественной школы Ириной Гилевой. Он у входа на выставку, как когда-то при жизни встречала посетителей музея сама Наталья Акимовна.

Мимо картины Аркадия Сайгакова «Ханская роща» никто равнодушно не проходит, настолько узнаваемо и любимо уральцами это место. Если смотреть на картину долго, то, кажется, можно услышать, как шелестит листва на деревьях, и хочется шагнуть из городского зноя в прохладу соснового бора, пройтись по дороге туда, где сливаются Чаган и Урал.

В той же реалистичной манере выполнена картина «Ночной дозор». В ярких красках заката отражаются воды Урала, конные казаки с пиками тихо пробираются вдоль берега, а на другом берегу очертания уральских церквей.

На фоне больших и ярких полотен, исторических сюжетов, батальных сцен, полных экспрессии скачущих всадников, теряются небольшие, неброские, но очень одухотворенные картины в технике графики художника Булата Жумабаева. На них изображены старые уральские дома. Бело-серые тона создают дымку – то ли тумана ранней весны или легкого снегопада зимой, то ли времени.

В той же манере выполнена небольшая графическая работа Натальи Мураевой «Казак на завалинке». Этот казак, изображенный на фоне своего дома, с собакой у ног – ее дед, Иосаф Алышев. Наталья признается, что рисовала с фотографии и знала про деда лишь то, что он воевал в Великую Отечественную войну.

На выставке представлены также работы таких опытных мастеров живописи, как Геннадий Юрченко, Ирина Турцова, которая ныне живет в России, но связи с Уральском не теряет. Для выражения своей любви к родине красок художница не жалеет – на ее картине «К вечерне» закат полыхает не только в небе над куполами собора, но отражается, переливается всеми оттенками теплых тонов на снегу и в весенних проталинах, празднично одетые люди спешат на колокольный звон.

Темы прошлого – когда все еще было прекрасно, и другого прошлого – когда шла война и рушили церкви, постоянно перекликаются. Подвиг старообрядца Мокия Кабаева изобразил на своей картине Сергей Сайбель. На фоне горящего креста с девизом уральских казаков «За Веру, Яик и Свободу» старец на коне со вздетыми вверх руками ведет свою крестоносную дружину.

По-другому раскрывает эту тему молодой художник Устин Комаров. Священник идет пешим, в его позе нет воинственности, а только смирение и покорность воле Божьей, его дружины за ним не видно – только белое облако, на которое давит темное грозовое небо. Художник не расставляет четкие акценты, как бы оставляя зрителю самому делать выводы.

Старый собор изображен на многих картинах. Необычно изобразил его Устин Комаров. На переднем плане – кот на покосившемся заборе, дома, подворья, крыши, бородатый казак, рыболовные сети. И надо всем этим – обыденным, земным – парящая в облаках колокольня Старого собора. Взгляд поднимается, как, наверное, поднимается человек на своей дороге к храму. Все детали, которых много на небольшой картине, выписаны очень тщательно.

В конкурсе приняли участие воспитанницы детской художественной школы 14-летние Алина Бекмурзина и Зарина Аймурзиева. Одна нарисовала триумфальную арку, другая – просто арку, из которой открывается вид на старый уральский двор. Таких арок, которые в старом городе были повсеместны, остается все меньше. И скоро, эта «изюминка» уральских улиц, скорее всего, останется только на рисунках, фотографиях и картинах.

В жюри конкурса вошли старейший работник культуры Феликс Баюканский, директор музея Геннадий Мухин, руководители художественного салона «Богус», художники Елена и Алексей Потаповы, общественный деятель Елена Купряхина, которая пред-ставляет Общероссийский союз казаков-воинов России и зарубежья.

В начале ноября жюри подведет итоги конкурса, назовет имена победителей, состоится вручение призов

В рамках фестиваля «На куполах столетий отблеск» также концерты фольклорных аесамблей казачьей песни.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top