Стержень экономики

12 июля 2018
0
1307

Недавно произошло знаковое, можно сказать, выдающееся событие. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил открытую экспозицию музея ракетно-космической техники в Кызылординской области на территории Национального космического центра. Глава государства сообщил, что он дал указание совместно с Францией запустить завод по производству спутников.

«У нас имеется собственная пусковая установка, к 2022 году будет готова ракета «Зенит». Наша космическая промышленность выходит на новый уровень. Казахстан сможет запускать свои спутники и станет полноценной космической державой», – подчеркнул Президент.

Казахстан, как и Россия, богат природными ресурсами, в том числе нефтью и газом. Однако уровень развития любой страны зависит, прежде всего, от уровня развития машиностроения, так как эта отрасль требует наличия высокого уровня науки, сложной производственной технологии, соответствующего оборудования, высококвалифицированных кадров и солидного финансового капитала.

Со страной, где развито машиностроение, будут стремиться установить тесные партнерские отношения все больше государств. Развитость машиностроения предоставляет возможность широкого маневра на экономической арене, налаживания поставок продукции машиностроения, в том числе в менее развитые страны. А это новые рынки сбыта, а значит финансовое благополучие Казахстана.

Директор «Центра экономики и финансового инжиниринга» Айбек Кажкен обратил внимание на примечательный факт. Если производство продукции массового потребления, основанное в большинстве случаев на сборочном производстве с использованием импортных узлов, агрегатов и комплектующих в Казахстане более развито, то производство наукоемкой продукции незначительно. Из 37-ми подотраслей укрупненной отрасли машиностроения развиты 14 подотраслей и металлообработка.

Очевидно, что дальнейшее продолжение политики развития промышленности, ориентированной на добычу сырья, в ущерб нуждам обрабатывающих и перерабатывающих отраслей, чревато самыми серьезными последствиями для будущего страны.

Стало увеличиваться госфинансирование машиностроения, что позволило в 2007-2010 годах оживить производство. Это хорошо видно на примере Уральского завода «Зенит», который наладил регулярный выпуск сторожевых пограничных судов.

Главным фактором, ограничивающим эффективность использования мощностей машиностроительных заводов Казахстана, стала недостаточная конкурентоспособность выпускаемых ими изделий и связанный с этим низкий спрос на продукцию. Причина – низкое техническое состояние активной части производственных фондов, неконкурентоспособность на стадиях жизненного цикла изделий ввиду использования устаревшей технологии, отсутствие систем менеджмента качества, слабый маркетинг, узкая номенклатура продукции машиностроения.

Пока переключались финансово-административные рычаги, дали о себе знать другие механизмы – рыночные. Дело в том, что с 1999 по 2003 годы число крупных и средних предприятий машиностроения снизилось с 1876 до 208. При этом неуклонно возрастал общий объем производства и падала численность промышленно-производственного персонала. Это, как особо отметил Айбек Кажкен, свидетельствует о позитивном развитии за счет интенсификации производства, роста производительности труда.

Необходимо также отметить общий рост предприятий машиностроения, что связано с развитием малого предпринимательства. Стали приниматься меры по налаживанию собственного производства комплектующих, материалов и других ресурсов.

Для возрождения машиностроения и его дальнейшего развития необходимо открыть новые проектные, конструкторские бюро, отраслевые научно-исследовательские институты высшей квалификации, центры сертификации, информации, стандартизации, нормоконтроля, испытательные станции, органы технадзора, опытно-экспериментальные базы…

Предстоит большая и очень трудная работа, требующая недюжинного терпения. Но иначе нельзя. Иначе наша страна так и останется сырьевой республикой.

Казахстан планирует выйти на крупносерийное производство автомобилей к 2025 году, достичь 50% локализации в ближайшие три года, начав экспорт автомобилей в Россию и Центральную Азию.

Возрождение казахстанского машиностроения, реализация перспективных, в том числе совместных с Россией и другими странами, проектов позволит создать немало новых рабочих мест.

Машиностроение как стержень экономики должно стать локомотивом ее развития. Необходимо продолжать научные изыскания в этой области, собирать объективную информацию о положении дел как в экономике в целом, так и в машиностроении, изучать мировой опыт и вырабатывать конкретные научно обоснованные предложения.

Время сырьевых приоритетов для Казахстана прошло. Наступило время инноваций, современных технологий, большой науки, работающих на экономику. Процесс пошел.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top