Старое фото. Военно-морской уклон

27 мая 2021
0
3369

21 мая исполнилось четверть века знаменательному событию в истории Уральска. В Затоне Чапаева состоялся торжественный спуск на воду морского пирса, сторожевого катера «Сункар» и морского буксира «Батыр».

Обстановка на водном транспорте в середине 1990-х складывалась сложнейшая. Развал СССР, кризис в экономике нанесли по Уральскому пароходству сильный удар. Прекратил существование учебный комбинат, снижались объёмы грузоперевозок, от пароходства отделился и стал самостоятельным предприятием Гурьевский речной порт, преобразованный в АО «Атырауозенпорты». Резко упал престиж профессии речника, из пароходства ушло много высококлассных специалистов. В 1995 году АО «Уралречфлот» не перевезло ни одной тонны грузов, прекратилось судостроение.

«Зенит» и «Гидроприбор» находились в лучшем положении – они имели военные заказы. Получили такой заказ и речники. На судоремзаводе бригада судокорпусников под руководством Владимира Чижова построила морской пирс по проекту, выполненному на базе речной баржи грузоподъёмностью 600 тонн. Зенитовцы завершили сооружение сторожевого катера для пограничной службы (на снимке на пирсе на втором плане), а НИИ «Гидроприбор» – буксира.
И вот наступило 21 мая 1996 года. Вопреки трудностям и, как тогда говорили, гримасам рынка, в этот день у работников бывшего пароходства, представителей «Зенита» и «Гидроприбора», многочисленных гостей было приподнятое настроение.

Предстоял спуск на воду морского пирса. С катерами, построенными на «Зените» и «Гидроприборе», такое произошло раньше. Их предстояло доставить на место службы на пирсе. Так они стояли вместе на слипе – уникальном сооружении для подъема и спуска судов.

На торжественном митинге, который открыл председатель АО «Уралречфлот» Владимир Мясников, выступил аким Западно-Казахстанской области Кабибулла Джакупов, президент ОАО «Уральский завод «Зенит» Вячеслав Валиев, президент ОАО «НИИ Гидроприбор» Владимир Гуль, представитель Министерства обороны РК. По обычаю моряков и речников Кабибулла Джакупов при спуске на воду пирса разбил о его борт бутылку шампанского.

На фото справа – теплоход «БТМ», «принявший» троицу новых судов в акваторию затона. На следующий день самое мощное судно «Уралречфлота» 420-сильный буксир-толкач «Воронеж» (капитан Виктор Крыгин) с пирсом и двумя катерами вышло из затона и взяло курс на Атырау. Довелось наблюдать и заснять около пристани впечатляющую картину: как птица, рассекая накатывающиеся от ветра волны, полнимая тысячи брызг, пролетел речной состав по разлившемуся Уралу мимо дебаркадера.

– Ну вот. Что-то построили, кризису вопреки! Счастливого пути на Каспий! – воскликнул кто-то из пришедших на теплоход дачников.

Каким же дальше будет наш «водный путь»? Ведь скоро рассекать будет нечего с обуревающей горе-хозяйственников на Урале ПЛОТИНОМАНИЕЙ. А тут стратегически мыслящие люди говорят: на побережье Каспийского моря у Казахстана нет судоремонтных и судо-строительных предприятий, надо их строить! Ведь в казахстанском секторе Каспия ходят порядка 340 судов. Этот флот надо ремонтировать и строить новый. Тем более, что Урал становится НЕПРОХОДИМЫМ для доставки изделий предприятий, находящихся за полтысячи километров от моря.

«Зенит», выходит, по боку? Но ведь он и работает только благодаря военным заказам!

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top