Старое фото. Нефтепродукты по Уралу

10 декабря 2020
0
1052

Этот снимок сделан в 1989 году с пристани в Куренях. У него любопытная предыстория.

Довелось в облгосархиве изучить подшивку номеров газеты «Яицкая воля» за 1918 год. В номере от 20 марта читаю сенсационную информацию: Войсковой съезд положительно рассмотрел вопрос о перевозках из Гурьева в Уральск солёной рыбы, керосина и бензина, а из Уральска в Гурьев – хлеба.

Это к вопросу о том, что Уральское казачество якобы плелось в хвосте прогресса и никак не могло заниматься судоходством. Занималось, и весьма прилично! Как говорится, читайте документы.
Городу угрожала опасность остановки мельниц, железной дороги, мастерских. Съезд решил выделить для грузоперевозок несколько пароходов и барж, а в Лбищенске приступить к строительству бетонных баков для перевалки нефти в Уральск. Именно казаки и построили первую на реке (и наверняка одну из первых в Казахстане) водную НЕФТЕБАЗУ.

В 1928 году в Затоне им. В.И. Чапаева возводятся судоремонтные мастерские, жилые бараки, столовая и клуб. В июле 1931 года приказом Наркомата водного транспорта мастерские выделяются в самостоятельную единицу и переводятся на хозрасчёт. Так начиналась история одного из старейших предприятий Уральска – судоремонтно-судостроительного завода им. В.И. Чапаева.

С первых же лет работы руководство мастерских и Уральского речного пароходства, в структуру которого входило это предприятие, берут курс на строительство нефтеналивного флота. И это неудивительно: Прикаспий, Приуралье богаты месторождениями углеводородов. Можно организовать ОПЕРАТИВНУЮ и ДЕШЁВУЮ доставку нефтепродуктов по Уралу, где с 1925 года развивалось регулярное судоходство.

В 1935 году Уральские судоремонтные мастерские начинают строительство металлических несамоходных барж грузоподъёмностью 80-100 тонн.

Причём все части приготовили на месте, а корпуса барж были ПОЛНОСТЬЮ СВАРНЫЕ: при работах применялась ЭЛЕКТРОСВАРКА. Впервые она использовалась речниками в 1932 году.

В 1970-х годах на Уральском судоремонтно-судостроительном заводе построили по тем временам современные нефтеналивные баржи грузоподъёмностью 300 тонн с усиленной защитой дна. Одна из них и запечатлена на публикуемом снимке с буксиром-толкачом «БТМ-4».

В те годы сложилась достаточно эффективная схема перевозок нефтепродуктов на водные нефтебазы Рубёжки, Чапаева и Кызылжара по принципу «северных завозов». С начала навигации осуществлялся весенний завоз, в сентябре – октябре – осенний. Летом перевозки также продолжались, но в меньших объёмах.

Обратите внимание на буруны в носовой части баржи: речной состав идёт на приличной скорости, порядка 18-20 км/ч. И загружен почти на полную осадку. А ведь на реке – межень и перекат один из самых проблемных (особенно сегодня) – Татарский. И ничего, речной состав «чешет» по Уралу как суперяхта по океану! О чём это говорит? О том, что Урал тогда был совсем другим: более полноводным, с регулярным затоплением поймы. Да и речники за рекой следили, убирая карчи, углубляя затоны и старицы.

Как работает механизм перевозок нефтепродуктов по Уралу и какое мастерство при этом показывают капитаны судов, довелось собственными глазами увидеть в октябре 1991 года, во время поездки на буксире-толкаче «Десна».

Проходим сложнейший Круглоозёрновский перекат. Стою на носу судна, наблюдаю, фотографирую. Что это? Речной состав потянуло вправо, он рискует навалиться на яр! В тревоге оборачиваюсь и вопросительно смотрю на капитана Николая Свитича: надо меры принимать!
– Спокойно, – невозмутимо отвечает Свитич. – Здесь такой фарватер, вплотную к берегу подходит. Сейчас мы слегка чиркнем бортом теплохода о яр и выйдем на стремнину.

Чиркнули и вышли. Смею заверить: я видел высший пилотаж. Таких эпизодов панически боялись приехавшие на Урал в начале 1980-х речники с Волги. Выполнили пару рейсов и уволились.

Благодаря речным перевозкам сельчане прибрежных районов области, и не только их, всегда были с топливом. С развалом СССР и пароходства доставка нефтепродуктов осуществлялась всё реже, а к концу 1990-х и вовсе прекратилась. Пришло в упадок хозяйство водных нефтебаз. Перевозки стали осуществлять куда более дорогим способом – автотранспортом.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top