Старое фото. Надежный ориентир

14 января 2021
0
5129

В начале 1977 года опытнейший речник, бывший капитан, первый заместитель директора крупнейшего на Иртыше Павлодарского речного порта Василий Рук получил ответственное назначение: он стал начальником Уральского речного пароходства. Это решение Казглавречфлота, в соответствии с тогдашней практикой, согласовал ЦК Компартии Казахстана. В феврале того же года в Уральск прилетел начальник Казглавречфлота Г. Багурин (на фото крайний справа). С его участием в пароходстве прошёл первый после назначения В. Рука партийно-хозяйственный актив.

Люди старшего поколения наверняка узнали человека, сидящего слева от Г. Багурина. Читателям помоложе сообщаю: это соратник руководителя области Мустахима Ихсанова – второй секретарь Уральского обкома Компартии Казахстана Мансур Гизатуллин, курировавший промышленность и транспорт. Далее на фото Василий Рук и крайний слева – председатель Баскомфлота Владимир Мясников.

В то время слово «главк» (головное управляющее предприятие отрасли) звучало не менее весомо, чем «обком» или «партия». Потому как главки в союзе с партийными и профсоюзными органами проводили ГОСУДАРСТВЕННУЮ политику в сфере народного хозяйства. Казглавречфлот был мощным главком, координирующим работу важной отрасли народного хозяйства Казахской ССР – речного транспорта. Под началом главка работали все пароходства республики – Верхне-Иртышское, Восточно-Казахстанское, Уральское, Балхаш-Илийское.

Партийно-хозяйственные активы играли большую роль в развитии промышленности и транспорта. На них обсуждались самые актуальные вопросы повышения эффективности работы, намечались меры по исправлению недостатков. Рекомендации и решения партийно-хозяйственных активов служили надёжным ориентиром в составлении планов работы на различных уровнях, что имело громадное значение в условиях ПЛАНОВОЙ экономики.

На том памятном для Василия Рука активе также состоялся честный и принципиальный разговор о навигации-77 и ближайших планах пароходства. Тогда в нём насчитывалось более 110 судов различного назначения, в том числе 45 буксиров-толкачей. И речники показали, на что способны: перевозки по Уралу достигли 3-х миллионов тонн грузов за навигацию: лес, песчано-гравийная смесь, боратовая руда, нефтепродукты, кормовая ракушка, сельхозмашины и, конечно, хлеб.

В 1978 году область собрала рекордный за всё время урожай – 127 миллионов пудов зерна. Причём запросы для его перевозки потребовались раньше времени – в конце июля. Речники не замедлили с ответом: честь открыть хлебную линию Чапаев – Уральск предоставили призёру республиканского и бассейнового соревнования, комсомольско-молодёжному экипажу теплохода «Десна» (капитан М. Потапов). Первый хлеб торжественно встретил экипаж плавкрана № 17, руководимый старшим электромехаником В. Яловым.

Уральский речной порт освоил новую, более производительную технологию загрузки через верхние люки. С этой целью установили две мощные нории, специальный хлебный бункер на 100 тонн – железнодорожные вагоны стали обрабатываться в два раза быстрее.

Всего за навигации 1976 и 1978 гг. пароходство перевезло более 100 тысяч тонн хлеба. Являясь государственным, эффективно работающим предприятием, Уральское пароходство никогда не просило дотацию на пассажироперевозки, как нынешние мелкие судоходные ТОО, а осуществляло их по ШЕСТИ линиям за СВОЙ СЧЁТ.

В эти же годы начал действовать учебный комбинат Уральского речного пароходства, где готовились кадры судосборщиков, рулевых-мотористов, слесарей-судоремонтников, крановщиков плавучих кранов, токарей, электросварщиков и судовых поваров. Возглавил комбинат Михаил Рыбалко.

В годы перестройки досталось и партхозактивам: мол, ерундой они занимались, формальными разговорами. Но ФАКТЫ, архивные документы, свидетельства очевидцев событий говорят как раз об обратном. Как и это старое фото из архива Василия Александровича Рука.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top