Старое фото. Начал отсчет

8 марта 2018
0
1896

«Вот он – красавчик! … Двадцать лет, – услышала я голос известного фотожурналиста Приуралья Ярослава Кулика, перебирающего архив своих снимков, сделанных за много десятилетий работы в прессе. – «Бүркіт» никому не показывали, это был секретный военный проект, а потом сказали: «Идите, смотрите, трогайте», и люди хлынули на палубу, в рубку. На празднике у Валиева глаза сияли».

«У меня много снимков катеров и кораблей, построенных заводом «Зенит», но этот был один из первых, его спустили на воду в мае 1998 года, – продолжает Ярослав Семенович. – В те годы фотографов на завод не пускали. Только в том случае, если приезжал Президент страны, и то, показывали не все цеха, а где строили корабли – вообще не было доступа. Но мне повезло: начали готовить буклет о заводе и пригласили сделать снимки, так я попал в закрытый цех по производству военных кораблей.

Построили «Бүркіт». Буксировали его к реке на К-700, перекрыв автомобильное движение на улицах. «В чем дело?» – «Корабль везут», – переговаривались между собой горожане. Спустили на воду, пограничники приняли, и тогда всем желающим позволили осмотреть его. Почти каждый год повторяется торжественный спуск катера, но этот был – первый, с водоизмещением 41 тонна».

В настоящее время завод занимается кораблестроением, выпускающим катера «Сұңқар», «Бүркіт», корабли «Барс», катера инновационного проекта FC-19 и другие. «Барс» – это морской патрульный корабль 2 ранга, используемый для береговой охраны Пограничной службы КНБ Казахстана. Катер высокого класса, на борту которого размещается скоростной осмотровой катер. FC-19 – быстроходный патрульный морской катер, предназначенный для охраны границ и пресечения незаконного судоходства, рыболовства и контрабандных операций. Кстати, самый быстроходный на Каспии, благодаря которому эффективно ведется борьба с браконьерами и другими нарушителями, до этого их догнать могли только на вертолете. Наш уральский завод положил начало зарождению судостроения в Казахстане. Помимо кораблей «зенитовцы» выпускают широкий спектр продукции для нефтегазовой отрасли, осуществляют ремонт оборудования.

В этом году заводу пошел 77 год. История его своеобразна. «Рожденья год – год 41. Суровый, горький, страшный год. Но вырос 231-й, на месте мастерских завод…», сочинила в его честь стихи Альвина Рябинина, изложив все перипетии от его прибытия на казахстанскую землю из Ленинграда в годы Великой Отечественной войны до современности.

В 1931 году в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, открылся опытно-экспериментальный завод Особого технического бюро по разработке военной техники, назвали его машиностроительный завод имени Ворошилова, или завод № 231. Специализировался на выпуске радиоуправляемых мин, приборов для торпед и аппаратуры для авиации. После вероломного нападения Германии на СССР началась срочная эвакуация значимых промышленных предприятий в Казахстан. Одним из первых вывезли завод № 231 – в Уральск, вместе с ним и специалистов предприятия с семьями.

В годы Отечественной войны на заводе выпускали снаряды для авиационных пушек, мины различного вида, в том числе контактные гальваноударные М-08, сыгравшие значительную роль в вооружении. По оценкам специалистов, каждый двадцатый корабль противника был потоплен миной с нашего завода. Грозным оружием стала бесследная электрическая торпеда ЭТ-80, разработанная талантливым ленинградским инженером. Этими минами наряду с другими кораблями противника был уничтожен гигантский лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением свыше 25 тысяч тонн.

В 1947 году завод возглавил Петр Атоян. Предприятие выпускало спецтехнику для Военно-Морского флота и изделия для нужд народного хозяйства. Постепенно производство расширилось, построили цех по выпуску силикатного кирпича, началось строительство жилья и социальных объектов. Рабочие и служащие за большой трудовой вклад награждались орденами и медалями.

Тяжелые годы наступили с развалом Советского Союза, когда многие предприятия прекратили свое существование, либо перепрофилировали производство. Не избежал этой участи и завод «Зенит», поскольку уже не являлся предприятием оборонно-промышленного комплекса СССР. «В январе 91-го нам объявили, что тех заказов, которые у нас были, больше не будет. Денег нет, выживайте, как хотите. Представляете, вся эта махина, которая была раскручена на производство военной продукции, встала, – вспоминал в одном из интервью директор Вячеслав Валиев. – Мы вынуждены были освоить гражданское производство. Зарплату выдавали чайниками». Чтобы сохранить предприятие и рабочие места, наладили выпуск оборудования по переработке сельхозсырья для аграриев, оборудования для производства колбас, хлебобулочных изделий, растительного масла, напитков. А также товаров народного потребления: электромясорубок, люстр, газоотопительной аппаратуры, деревообрабатывающих станков, эмалированной посуды и другого.

Вскоре у руководства завода появилась смелая идея начать строительство катеров и кораблей. Инициативу поддержал Президент Н. Назарбаев. Несмотря на трудности и освоение нового направления, в 1995 году сдали катер «Сұңқар» водоизмещением 13 тонн, нашедший применение в пограничной службе на Каспии. Тогда заводчане взялись за новый проект, более крупный – катер «Бүркіт» водоизмещением 41 тонна. Его спуск состоялся в торжественной обстановке при большом скоплении уральцев. На митинге прозвучало много замечательных слов в адрес работников завода. О борт судна разбили шампанское, марш «Прощание славянки» расстрогал до слез. С тех пор каждое очередное детище АО «Уральский завод «Зенит» провожает в плавание торжественно и всем городом. Так с «Бүркіта» начался новый период в деятельности легендарного завода.

Фото Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top