Старое фото. «Кобра», рекорды и прочее

31 января 2019
0
1186

Недавно Павел Коннов, перебирая свой личный архив, был удивлен тому, как у него много старых фотографий, связанных с его молодостью, тем периодом, когда значительную часть времени он проводил в небе и в предполетной подготовке. Правда, большинство из них вряд ли представляет какой-то интерес для человека постороннего: самолеты – планеры, планеры – самолеты, иногда возле этой техники кто-нибудь стоит, обратив невозмутимо взор на фотографирующего. Но для Коннова все снимки так или иначе дороги, порой даже незначительная деталь вызывает у него целый рой воспоминаний. Да вот хотя бы этот, на котором он запечатлен сидящим в планере, над ним низко склонился какой-то пожилой человек и, скорее всего, дает последние наставления перед полетом.

– Это, кажется, 1974 год, – поясняет Павел Леонтьевич. – Поселок Зача-ганск. В настоящее время в этом месте раскинулся один из новых микрорайонов, а когда-то здесь находился полевой аэродром с кое-какими скромными строеньицами. Земля принадлежала Министерству обороны СССР. Кстати, вы знаете, почему военный городок в Уральске до сих пор в народе называется «Сокол»? – вдруг оживившись, спросил меня ветеран. И сам же ответил: – Когда-то в городке обучали будущих летчиков, а в Зачаганске курсанты приобретали практические навыки и опыт, совершая на самолетах ЯК-1 и ЯК-18 учебно-тренировочные полеты. Так вот, – продолжил он, – так как я тогда работал в Уральском авиаклубе, принадлежавшем ДОСААФ – Добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту, то мы были закреп-лены за этим военным аэродромом. Финансировался наш клуб также из бюджета военного ведомства. В то время мы только что получили новые польские планеры «КОБРА-15». Они были одноместные, а до этого в нашем распоряжении имелись «Бланики» – двухместные планеры чехословацкого производства. Отличалась «КОБРА-15» лучшими летно-техническими характеристиками, в частности летала на более длительные расстояния. Если ее предшественники с высоты одна тысяча метров могли преодолеть расстояние по прямой, допустим, в 28 километров, то «КОБРА-15» – в 38. Интересно, откуда такое не совсем обычное название у данного летательного аппарата? При полете планер издавал звук, похожий на змеиное шипение, вот и объяснение…

Рядом с П.Л. Конновым на аэродроме в тот летний день фотограф снял начальника спортивного авиаклуба М.Т. Галеева.

В отличие от «Блаников», сделанных из металла, «полячка» была деревянной, но это не помешало новой машине вскоре обрести популярность среди уральских любителей планерного спорта.

Спустя несколько лет после того как новые аппараты были получены и успешно освоены, П.Л. Коннов, а также М.Т. Галеев с женой Татьяной решили установить рекорд Советского Союза, для этого им надо было каждому пролететь на планерах не менее 620 километров в сторону Актюбинска и потом вернуться. Коннову удалось тогда достичь железнодорожной станции Мартук, что в Актюбинской области, сфотографировать ее сверху (это для доказательства комиссии) и, используя благоприятные воздушные потоки, взять курс на Уральск. Однако Павлу Леонтьевичу пришлось совершить посадку раньше времени, случилось это в Теректинском районе, около совхоза «Долинский». К сожалению, подвела погода, да и день был уже на исходе, смеркалось. Пролетел он 564 километра.

Галеевы еще раньше совершили вынужденную посадку.

Рекорд СССР не был установлен, республиканский – да!

– На этих планерах я не раз и довольно-таки небезуспешно участвовал во всесоюзных соревнованиях по планерному спорту в российском Орле, – говорит Павел Леонтьевич. – Кстати, там же в 1983 году – и тоже на соревнованиях – произошла потрясшая всех нас трагедия: при заходе на посадку погибла Татьяна Александровна Галеева. После развала СССР, – продолжил он, – дела в нашем клубе пошли плохо. Прекратилось финансирование, и нам пришлось самим зарабатывать средства. Но мы рады, что хоть уцелели в лихолетье, ведь все другие досаафовские авиаклубы в Казахстане, кроме еще алматинского, перестали существовать. Летом устраиваем платные экскурсионные полеты для уральцев и гостей города над аэродромом, который теперь находится в районе поселка Ветелки, и областным центром. Обучаем также тех, кто хочет в будущем связать свою судьбу с гражданской или военной авиацией.

Фото из личного архива П.Л. Коннова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top