Старое фото. «Аннушка»

11 октября 2018
0
386

Когда прилетал самолет, а гул приближающейся железной «птицы» доносился издалека, то к нему сбегалась детвора нашего поселка. Близко к машине подходить не разрешалось, что еще больше подстегивало любопытство, особенно у мальчишек. Если летчик попадался добрый, то за рубль теми деньгами можно было сделать на нем круг в качестве пассажира, и эти минуты становились незабываемыми, об ощущениях еще долго делились во дворе. А кто из тех пацанов 60-х не мечтал стать пилотом! И стал.

Только в поселке Зеленый выросло несколько летчиков – Аркадий Пиунов, Валентин Люфт, Калашников… То есть мечту летать превратил в реальность самолет Ан-2.

Разработка его началась в 1946-м году на Новосибирском авиазаводе имени Чкалова, главным конструктором Олегом Константиновичем Антоновым. Машину планировали использовать как сельскохозяйственную, и первоначально назвали СХА-1. Через год уже начались испытания, в серийное производство запустили в Киеве. С 1956 года начали выпускать еще и в Китае, а через три года – в Польше.

«Аннушка» – труженик, многоцелевой самолет. Одно из предназначений его – обработка сельскохозяйственных угодий гербицидами. Второе – транспортировка грузов, третье – перевозка пассажиров, и так далее: санитарные функции, геофизические исследования, аэросъемка… В некоторых странах используется в вооруженных силах – как фото- и артиллерийский разведчик. Иногда его путают с По-2, так называемым «Кукурузником». Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет в мире, выпускающийся более 60 лет.

В 2011 году производилась ремоторизация самолета, устанавливались американские двигатели Honeywell, затем – программа глубокой модернизации, с заменой двигателя и аэронавигационной аппаратуры. Словом, конструкторы не поставили на нем крест.

Вероятно, многие хотя бы раз, но летали на нем. Прямо скажу ощущения – не очень.

Особенно неприятно переносить взлет и посадку – тяжело физически. И болтанку, когда машина попадает в воздушные ямы. У некоторых начинается тошнота и рвота. Вот тут-то и необходим целлофановый или бумажный пакет. Жители отдаленных районов и командированные пользовались этими рейсами, испытывая все прелести полетов.

Случались и курьезы. Один из летчиков рассказывал, как однажды в Чимкентской области забарахлил двигатель, и он приземлился на рисовое поле, в воду. Пришлось долго ждать, пока не высохла земля. Другой из-за отказа двигателя угодил в водоем, а был под завязку загружен химикатами… В итоге выплатил огромный штраф. Несмотря на всякие перипетии, этот представитель малой авиации по-прежнему незаменим, выгоден, поскольку у него малый разбег, что позволяет использовать неподготовленные грунтовые площадки. «Дедушка» все также добросовестно распыляет химикаты, патрулирует природоохранные зоны, полезен при пожаротушении в лесных и степных массивах. И, конечно, доставляет радость экстремалам – с его борта совершают прыжки парашютисты-любители.

И есть пилоты, что «приросли» к «Аннушке» и продолжали летать, достигнув пенсионного возраста, а кто-то работает в этой сфере до сих пор. Из их числа Аркадий Пиунов, Павел Коннов, Александр Киреев, Анатолий Махорин, Вячеслав Барсуков и другие ветераны.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top