Способность удивлять

7 июля 2022
0
2050

Уральские рукодельницы не перестают удивлять своим мастерством и талантом. В этот раз представили совместное творчество – необычную выставку сумок. Название экспозиции говорит за себя – «Сумки не для продажи». Купить их нельзя, можно только любоваться. Впрочем, мастера не только создали модные и стильные вещи, но и подняли серьезную тему – сохранение окружающей среды. Вы спросите, где тут связь? Все очень просто.

– Ежедневно каждый из нас ходит в магазины. Покупки приносим в полиэтиленовых пакетах. Многие хозяйки в этот же день отправляют их в ведро. Дальше они разлетаются на территории мусорных площадок, по улицам города или полигону. Полиэтилен – материал, который не разлагается сотни лет. Нас не будет, а пакеты продолжат засорять землю. Поэтому мы призываем общество задуматься и начать использовать обычные сумки, как это делали когда-то наши родители. Необязательно приобретать авоськи, обычные сумки для покупок могут быть модными и красивыми, – рассказывают мастера.

Каждая индивидуальна. Отличается дизайном, качеством материала и предназначением.

Всего выставлено около 100 работ, сшили их 8 мастеров. Многие из них известные дизайнеры. Среди участников – Халықова Айнагүл, Иманғалиева Құндыз, Оразгалиева Гульфия, Сисенова Нұргүл, Нұрғалиев Меңдібек, Жарқынай Рахметқызы, Светлана Дюсенгалиева и Айдынбек.

– Выставку организовать задумали несколько месяцев назад, но так как все мастера заняты, и свободного времени практически нет, ее откладывали, – рассказывает Светлана Дюсенгалиева. – Но в итоге задумку воплотили в жизнь. Все кто посетил выставочный зал, отмечали и креативный подход авторов, и индивидуальный почерк, и богатство фантазии.

Сама Светлана занимается именно шитьем сумок. Предпочитает технику пэчворк. По-другому стиль называют лоскутным шить-ем. Это модное направление, и желающих работать в технике много. Так что Светлана время от времени проводит мастер-классы. К слову, она представила 30 работ. Объясняет, сама бы не справилась, ей помогали Камшат Аяшева, Молдир Елеусинова и Гульжан Исмадиярова.

– Среди посетителей были желающие купить ту или иную сумку, приходилось объяснять, что мы свои изделия не продаем, у нас именно выставка, а не ярмарка-распродажа. Нам хотелось, чтобы как можно больше людей смогли оценить наше творчество, понять задумку. И, кажется, у нас это получилось, – говорит Светлана.

Ни одно городское мероприятие не проходит без рукодельников. Их в городе много, есть даже сообщество уральских мастеров. Светлана Дюсенгалиева в числе активных. Декоративно-прикладным творчеством, как и большинство из них, она занимается с юных лет. Еще на уроках труда в средних классах училась делать первые стежки.

– У нас был прекрасный педагог. Но тогда я не думала, что это меня настолько затянет. Хотя на уроках труда учительница часто меня хвалила.

Сразу после школы Светлана поступила в вуз на факультет юриспруденции. Совсем скоро поняла, что это не ее. В итоге получила профессию нефтяника, окончив ЗКАТУ им. Жангир хана. Некоторое время обучалась в Актау. Там впервые и столкнулась с работами настоящих мастеров казахского декоративно-прикладного творчества.

– Увидела юрты, в которых все от начала и до конца было сделано руками умельцев, – говорит она. – И меня это настолько впечатлило, что я долго не могла забыть.

Окончив ЗКАТУ, Светлана преподавала. Во время декретного отпуска, вместе с сестрами мужа училась вязать, ткать гобелен и шить.

– Они учились на дизайнеров. Часто были практические занятия. Я всякий раз присоединялась к ним из интереса.

Потом появилось желание организовать кружок рукоделия для девочек. И я открыла студию. Я не старалась сделать из них маэстро, но обучить хотя бы элементарным навыкам мне хотелось. Я уверена, что каждая девочка должна уметь самое элементарное – обращаться с иголкой и ниткой. Направлений, по которым занимались с детьми, несколько. Это и лепка, и валяние, и шитье. Но с началом пандемии кружковую работу пришлось закрыть. Светлана была участницей рукодельников в Шымкенте. Причем инициатором стал ее супруг. Организаторы увидели ее работы из полимерной глины. Пригласили. За короткий срок ей пришлось выполнить несколько работ для фестиваля. Съехались мастера со всего Казахстана, но она вошла в тройку лучших.

Три года назад, уже в Уральске, организовали этно-форум мастеров, где она также выступила инициатором. Около 50 человек представили свои изделия.

Светлане часто задают вопрос: зачем ей обучать чужих детей, не спать ночами, чтобы стать участником новой выставки, зачем покупать не совсем новую юрту. Она не может точно ответить на все эти вопросы. Говорит, что просто следует велению души.

Айнагуль Халыкова использует технику войлоковаляния. В этот раз тоже не стала изменять себе. Она много лет занимается этим ремеслом. Постоянная участница выставок уральских мастеров. Проводила для всех желающих мастер-классы и даже преподавала в школе, обучала старинной технике. У нее своя мастерская. Вещи, которые делает из шерсти, пользуются огромным спросом.

– Войлок – важная часть жизни казахов, поскольку он служил для степняков и одеждой, и постелью, и основным покрытием каркаса юрты, – рассказывает мастерица. – По цвету и качеству материала можно было определить благополучие семьи. У состоятельных людей юрта обычно покрывалась войлоком белого цвета.

После окончания колледжа Айнагуль работала не в ателье, а в школе.

– Школьная программа предполагает изучение древних ремесел. В пятом классе в разделе «дизайн и технология» мы изучали классификацию швейного изделия, а также элементы национальной одежды. В шестом классе изготавливали игрушки с национальным рисунком. Ребята настолько были увлечены занятием, что посещали дополнительно и кружок. Записывались не только девочки, но и мальчики.

Айнагуль Халыкова предприниматель. У нее свое ателье, бутик, где продает вещи из войлока. Ручная работа всегда в цене, к тому же она экологически чистая.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top