Создавая образ

2 апреля 2020
0
3834

Галина Григорьевна Ялфимова гример-постижер, в драматическом театре им. Островского 17 лет. За эти годы из-под ее ловких рук вышли сотни театральных образов. А началось все случайно, ей просто предложили работу в театре. Скорее всего она долго не раздумывала, ведь с 1975 года имела дело с волосами, будучи парикмахером.

Для начала следует объяснить, что постижер занимается изготовлением париков, шиньонов, локонов, бород, усов и бакенбардов. В театре имеется отдельная мастерская, в которой работают всего лишь двое – Галина Григорьевна и ее помощница Шолпан Муканова.

Вся комната в париках. Они на полках, вешалках, подоконнике, в сундуках. Посчитать, сколько всего, невозможно: хранятся они с прошлого столетия. Как говорят мастера, старые парики намного качественнее и до сих пор исправно служат. Галина Григорьевна в работе старается использовать именно их.

– Профессия увлекла с первых дней, – рассказывает она. – Мне сразу объяснили, парик или прическа – важная часть образа. Через них передается характер персонажа. Моя задача сделать именно так, как нарисовал художник. Сложнее всего создавать объем. Помог опыт, который был.

Она вспоминает, в 70-е годы в моде были начесы, шиньоны. И прически делали максимально высокие, как требуется в театре.

– Бывало, женщина придет к парикмахеру, сделает прическу с огромным начесом и долго с ним ходит. В 80-е в обиход вошли парики. За ними тоже нужно было уметь ухаживать. Поэтому, когда я пришла сюда, в принципе все это уже умела. Я даже свой первый день работы помню, это 16 сентября, и первый свой парик. Главным режиссером был Насим Джабирович Мамедов, он ставил спектакль, который готовился для республиканского фестиваля, проходившего в Уральске. Историческая постановка. Для актрисы Светланы Васильевны Кадниковой готовила парик благородной дамы. Это мой экзамен.

На стенах фотографии артистов в гриме, эскизы причесок и париков, нарисованных карандашом. Именно так художник видит героев той или иной пьесы.

Галина Григорьевна показывает:

– Это из спектакля «Борис Годунов», а здесь «Ханума», «На всякого мудреца довольно простоты». Их рисовала художница Ирина Котельникова. Сейчас у нас несколько художников в театре. Возможно, что совсем скоро на стене появится еще один листок с набросками. Началась подготовка к пьесе «Вечно живые». Актеры читают роли. Художники будут рисовать, а потом за работу возьмемся мы. Потребуются просто прически, а может быть, нужно делать что-то еще, пока неизвестно. Это уже зависит от задумок режиссера Оксаны Малуши и художника.

Галина Григорьевна готова бесконечно рассказывать о тонкостях своей профессии. К спектаклю «Хан Жангир» была проведена большая работа. Прежде чем создавать образ, она просмотрела огромное количество материала в интернете. В том числе и небольшие исторические справки о прическах времен Екатерины и фильмы.

– Например, создавая парик для императрицы, я просмотрела сериал «Великая». Известно, что она любила локоны. Я сделала ей один, слева. Парик украшен искусственным жемчугом. Сейчас это красивая прическа, глядя на которую сразу понятно, кому она могла принадлежать. Но если бы вы видели состояние материала в изначальном виде… Иногда для одной прически приходится использовать два парика или различные накладки.

Жизнь изделия нельзя назвать короткой. Парики перекрашиваются, стригутся, переделываются – одно и то же изделие используют в разных постановках. При редкой эксплуатации они служат долго. Ремонтом и реставрацией постижерных изделий занимаются сами.

Перед каждым спектаклем парики приводят в порядок, завивают, причесывают. По мере необходимости моют, как обычные волосы, шампунем. Или споласкивают в уксусной воде. Хранят на стойках-подставках.

– Вот это парик домоуправительницы мадам Фрекен Бок из сказки про Карлсона, – объясняет Галина Григорьевна. – А это парик жены директора гостиницы, которая сама работает заместителем в ресторане. Сами понимаете, что это за дама, и какая у нее могла быть прическа. А это парики для сказочных «баба-ежек». Режиссер Руслан Джумахметов поставил сразу задачу, что хочет большие, объемные парики. Я их причесала, художники потом подкрасили. Главную Бабу-Ягу играет актриса Людмила Гвоздева, и это ее парик. По задумке он должен быть похож на волосы Медузы Горгоны. В итоге из старого парика Деда Мороза и еще одного, я создала что-то похожее, работу приняли.

А это парик для офицера петровских времен. Знаете, у мужчин тогда была вот такая косичка.

Практически каждый парик у Галины Григорьевны «выстраданный». Нужно не просто сделать, как на эскизе. Он еще должен быть удобный, чтобы легко снимался. Нередко во время спектакля происходит смена париков. И еще они не должны растрепаться.

Каждую свою работу она оценивает из зрительного зала. Бывает, остается недовольна. Но еще больше расстраивается, если актеры небрежно относятся к своей «прическе».

– Это большой труд, много материала, – говорит она. – Для того чтобы сделать что-то стоящее, используем столько дополнительных волос, и если растреплется, то поправить бывает сложно. Поэтому я прошу, чтобы актеры лишний раз руками парик не трогали. Но они и сами это понимают.

Любой персонаж из спектакля известен заранее. Постижеры знают, положительный он или отрицательный, какой у него характер и роль в сюжете. Естественно, оценивают детали лица артиста. Например, круглое, доброе, а ему нужно злодея играть. Сделают так, что визуально будет выглядеть уже. Завершает образ грим. Он помогает артисту для перевоплощения.

Ошибочно предполагать, что грим существует только для зрителя. Напротив, если из зала он заметен, значит плохой. Публика должна видеть персонаж, лицо героя, образ. Есть свои исключения: это сказочные персонажи, грим которых должен четко просматриваться.

Галина Григорьевна признается, ей интересно работать над острохарактерными героями. Неважно, сказка это или трагедия.

– Но над созданием нового образа работает не один человек. В театре много настоящих затейников, – добавляет она.

В гастролях постижер сопровождает артистов. И без него никак не обойтись, именно от ее умелых рук зависит, насколько правдиво будет выглядеть артист на сцене.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top