Составляющие созидания

22 января 2015
0
1693

В международном сообществе Казахстан признан страной с последовательной внутренней политикой, основанной на толерантности, межконфессиональном согласии представителей разных вероисповеданий.
Важную роль в формировании толерантного отношения, принятия и понимания единства играют первые лица духовенства, представляющие традиционные религии. Сегодня о роли религии в формировании духовных ценностей, ее созидательном значении рассуждает заместитель областного имама, член республиканской агитационной группы «РАНТ» Муратбек Кыстаубаев.

– Как Вы оцениваете складывающиеся в Казахстане государственно-конфессиональные отношения?

– Во имя Аллаха Милостивого и Всемогущего!

В одном из своих выступлений Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев обозначил три ключа казахстанского успеха. Первое – единство всех казахстанцев, второе – толерантность и третье – общность исторической судьбы. И этим все сказано. Мы едины, и государство, и представители различных религий. Президент предпринимает масштабные политические шаги, чтобы превратить Казахстан в эффективную модель мира и дружбы. Мы видим, что религиозность нашего толерантного, великодушного народа способствует сохранению согласия и взаимопонимания со всеми людьми, представителями разных вероисповеданий и культур.

Это отражается в том числе на государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношениях. Государственные органы создают необходимые условия для свободного вероисповедания, мирного сосуществования, созидательного труда всего народа. Казахстанцы это понимают и делают все, чтобы поддержать эти инициативы, направленные на построение успешного и развитого государства.

– Любая традиционная религия основывается на идее гуманизма. Значит ли это, что толерантность является основой истинной веры?

– Совершенно верно, истинная религия априори не может призывать к вражде, насилию или разобщенности. Ислам во все времена призывал к добру, терпимости, созиданию. Мусульманин испокон веков являлся образцом милосердия. Религия ни в коем случае не учит людей плохому, осуждает действия, направленные на внесение смуты в общество.

Ислам проповедует межрелигиозное согласие. Наш пророк (с.а.с.) даже после переселения из Мекки в Медину не принуждал никого принимать ислам. Напротив, он доносил до людей идеи хорошего отношения с представителями всех других религий. В одном из хадисов он сказал: «Если твой сосед немусульманин, то у него одно право – право соседства. Если же сосед мусульманин, то у него два права – соседа и ислама. Если твой сосед является мусульманином и родственником, то у него три права в отношении тебя – соседское, родственное и право по исламу». Таким образом пророк (с.а.с.) утверждает, что каждый человек, живущий с нами в одном обществе, имеет определенные права, которые надо уважать. И какую бы религию этот человек не исповедовал, наша обязанность – быть с ним в добрых отношениях.

У нашего пророка (с.а.с.) есть также несколько хадисов о том, что защита прав людей другой религии и сохранение с ними хороших отношений являются обязанностью каждого мусульманина. Съезды лидеров мировых и традиционных религий в Астане стали ярким символом того, что на казахской земле всячески стремятся укреплять мир, взаимопонимание и межрелигиозное согласие.

Во всем мире нет, пожалуй, ни одной страны, которую бы обошла угроза радикализма и экстремизма, при этом тщательно скрывающаяся под маской религии. И эта маскировка, плохо прикрытая деструктивная идеология становится все очевиднее для думающего человека. В исламе нет слепой веры. Поклонение – это прежде всего размышление о Творце, раздумья о главном и второстепенном в жизни. А противостоять вызовам радикализма в первую очередь поможет духовная культура человека, его знания. Необходимо использовать нравственный потенциал, культурное наследие, накопленное веками и нашедшее отражение в трудах ученых, в том числе исследователей ислама.

Сейчас мы построили суверенное государство, и это бесценный подарок, дарованный нам Всевышним. В Казахстане в мире и согласии живут представители многих этносов и религий. Однако для стабильного развития нашего общества каждый гражданин должен помнить о своей личной ответственности перед страной и народом и стремиться внести свой вклад в укрепление мира. Многовековая история миролюбивого казахского народа свидетельствует, что наши правители, имена которых стали легендой, прилагали все усилия для сохранения мира и покоя на своей земле. Этот благой обычай сохранился и по сей день и продолжает доказывать, что Казахстан – это страна, преданная другу и доброжелательная к своим соседям.

– В последнее время все чаще звучат тревожные сообщения о действиях радикальных групп, псевдоисламская направленность которых сеет страх.

– Как представитель ислама, как мусульманин, я хотел бы обратить на это внимание всех и еще раз сказать, что подобные террористические организации не имеют ничего общего с нашей религией! Для них это всего лишь способ достижения своих целей, и поверьте, от духовности, от ислама там нет ничего. Это политические организации с конкретными и далеко немирными целями. А используемая ими атрибутика, внешняя символика – не более чем попытка завуалировать истинную цель.

Это не наш путь. Мы не приемлем идеологию группировок, совершающих антигуманные действия посредством искаженной трактовки постулатов веры. Мы должны помнить, что религия – это мощная сила, которая приумножает благополучие человечества, обогащает и укрепляет духовность людей. И ни в коем случае не призывает к войне, не учит убивать, проливать кровь безвинных людей. Именно поэтому мы должны свою силу направлять на установление мира и согласия в каждом обществе, на процветание каждой страны. В связи с этим ислам играет огромную роль в укреплении взаимоуважения и взаимопонимания.

– Для чего создана республиканская агитационная группа «РАНТ»?

– Председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий Ержан кажы Малгажыулы инициировал создание республиканской информационно-агитационной группы «РАНТ». Свыше трехсот членов семидесяти групп в течение года побывали в семидесяти семи городах, где провели более трех тысяч встреч. Дали около двух тысяч интервью, посетили более четырехсот пенитенциарных заведений. Пропаганда традиционного ислама среди молодежи, разъяснение потенциальных опасностей, таящихся в течениях, прикрывающихся знаменем ислама, профилактика религиозного экстремизма, терроризма и деструктивных течений, профилактика деструктивной деятельности нетрадиционных религиозных движений, определение основных путей преодоления деструктивной деятельности, сохранение и обеспечение духовной безопасности молодого поколения – вот основные цели, которые преследовали участники группы. Есть результаты. Почти триста пятьдесят наших соотечественников, попавших в сети нетрадиционных течений, вернулись к обычной жизни.

У каждого явления есть положительные и отрицательные стороны. К примеру, в процессе углубления знаний и навыков важное место занимает Интернет. Не секрет, что большинство нашей молодежи самостоятельно получают сведения об исламе. Среди них есть приверженцы течений, которые не соответствуют нашему общественному укладу.

Поэтому важная роль в этом вопросе отводится религиоведам, которые не должны отстраняться от молодежи, а должны правильно растолковывать их ошибки и указывать путь в нужном направлении.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top