СМИ и судебная система: пути взаимодействия

23 июля 2015
0
1757

Опыт суверенного Казахстана подтверждает, что государство и гражданское общество всё больше опираются на механизмы сотрудничества, в которых средства массовой информации выступают одним из основных элементов реализации процессов демократизации и открытости государственного управления. Деятельность органов государственной власти, в том числе и судебной системы, занимает значимое место в системе юридических гарантий, посредством которых обеспечивается реализация прав и свобод граждан.

В вопросах обеспечения информационной открытости органов правосудия, как отмечалось выше, важнейшая роль принадлежит средствам массовой информации как посредникам между источниками и потребителями информации. В системе отношений, где источником информации являются органы власти, а потребителем – население страны, средства массовой информации становятся основным субъектом, осуществляющим передачу информации. По мнению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан К. Мами, функциями СМИ в отношении судебных органов являются: репрезентация судов и судей в глазах общественности; обеспечение обратной связи, предполагающей коррекцию проводимых судебных реформ; повышение степени легитимности судебной власти. Тем не менее, часто на практике представители СМИ хотят получить от представителей судебной власти больше информации, чем последние могут предоставить. Закон «О средствах массовой информации» не позволяет снять это противоречие, так как не регулирует вопросы информационных потоков. За пределами правового регулирования остались такие понятия как достоверность, подробность, актуальность, значимость представляемой информации.

Учитывая значимость судебной системы в механизме государственной власти, следует отметить, что правонарушения в данной сфере существенно влияют на безопасность государства и общества, в том числе и информационную, поскольку суды напрямую связаны с охраной свобод и законных интересов человека и гражданина. При этом следует отметить, что проблема информационной безопасности сводится, прежде всего, не к контролю над информацией, а к возможности доступа к ней. Поскольку «информационная безопасность подразумевает не только охранительные функции, но и предполагает гарантии доступа к информации». Информационная безопасность в современной трактовке является категорией стратегической, составной таких комплексных понятий, как «международная безопасность» и «национальная безопасность», при этом следует отметить, что коррупционные проявления в любой сфере деятельности государственных органов подрывают национальную безопасность.

Таким образом, развитие свободного информационного общества в Казахстане означает информационное обогащение и создает реальные возможности для информационной безопасности. При этом следует отметить, что масс-медиа могут в определенном смысле представлять угрозу информационной и, следовательно, национальной безопасности, заключающуюся в следующем:

– существенное расширение возможностей нарушений естественных прав человека на частную жизнь, включая личную и семейную тайну;

– политическое манипулирование общественным мнением;

– монополизация средств и систем массового информирования;

– борьба политических и экономических интересов, которая в итоге провоцирует возникновение «информационной войны».

На наш взгляд, единственно верным направлением в противодействии перечисленным угрозам является формирование совершенного правового поля, регулирующего информационные отношения, деятельность масс-медиа. В основе должна лежать концепция перевода естественных и неотчуждаемых прав человека, гражданина на информацию в систему позитивного права.

Отношения между государством и теми, кто комментирует или описывает его деятельность, регулируются рядом соглашений или договоренностей. Следует отметить, что Казахстан, в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, последовательно проводит реформы, направленные на утверждение себя правовым государством. В действующий Закон «О средствах массовой информации» заложены международно-правовые основы свободы слова.

Учитывая особую значимость средств массовой коммуникации в жизни гражданского общества, в создании действенной системы мер по противодействию коррупционным правонарушениям, государственные органы, в том числе и представители органов правосудия, через СМИ осуществляют создание определенного общественного мнения, в том числе и о неприятии любых коррупционных проявлений.

(Продолжение следует)

Автор: Касымхан Байгабылов,
заведующий канцелярией Специализированного
межрайонного суда по уголовным делам

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top