Смешно – о серьезном

25 июля 2019
0
289

«Кашу» заварила женщина, женщина ее и «расхлебала». Порочность и порядочность, обман и честолюбие, коварство и искренность… все смешалось в пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен», поставленной красочно, экспрессивно на сцене театра имени Островского главным режиссером Оксаной Малуша.

«Замечательный спектакль, давно так не смеялась. Ну, Насим – молодец. Мы скучали по нему. А Руслан! – «Сумасшедший» красавчик, как пластичен в танце, так защищал честь своей возлюбленной, точнее, любовницы, что его чуть не упекли в дурдом. Есть ли сейчас кавалеры, готовые пойти на жертву во имя женщины, несмотря на то, что она лгала ему? – делится мнением Светлана Пригожина после просмотра спектакля. – Профессиональную труппу взрастила Оксана Михайловна, радостно за каждого актера».

«Реалистично играли и сами наслаждались. Мне понравился синьор Альберто, его драйв, кураж; он изо всех сил старался изобразить тронутого умом, и все-таки страдал, а интеллигентный Дженнаро выгораживал его. Странно, у меня появилось ощущение, будто знаю этих двух актеров давно. Отдавать себя без остатка, вкладывая душу и «сгорая» на сцене, как они, способен далеко не каждый», – добавила Ирина Кардашова, гость города.

Пьеса заставила задуматься об интимных взаимоотношениях, их последствиях и сложных перипетиях судеб, независимо от положения в обществе и материального достатка. При этом спектакль не был философским, автор сделал его комедийным, эмоции действующих лиц настолько зашкаливали, что публика взрывалась хохотом.

Не ошибусь, сказав, что первую «скрипку» играл Насим Мамедов в роли Дженнаро де Сиа, руководителя труппы, приехавшей на гастроли в курортный городок. Провинциальные актеры, обуреваемые проблемами и нищетой, поселились в гостинице. Надо сказать, что во все времена публика видит артистов на сцене во всем блеске и лоске и порой не догадывается, что за кулисами они обычные люди со своими бедами и невзгодами. Ну, разве немного чудаковатые, как все творческие личности, озабоченные задумками, проектами и оттого рассеянные в быту. Они могут положить и напрочь забыть в нагрудном кармане выходного пиджака кусочек… сала, развешать на всеобщем обозрении в общественном месте выстиранное белье, жарить кильку на самодельной печке в номере гостиницы и при этом оставаться поэтами, называя ее «живым серебром». В зрелом возрасте быть наивными и доверчивыми, верящими в идеалы. Во всяком случае, автор показал нам именно такой срез общества, представителем которого стал Дженнаро де Сиа. Именно он открыл для нас театральную кухню, и мы прикоснулись к святая святых: узнали, как зарождается пьеса, сколько усилий прилагает режиссер-постановщик, вдалбливая своим подопечным ее суть и глубокий смысл. Как всех актеров это достало, но надо зарабатывать на пропитание и жизнь. Обнажил одну из проблем театрального искусства: «Все хотят, чтобы нас было мало, платить нам – мало, но спектакли мы должны ставить хорошие».

Эпизод с репетицией пьесы стал одним из кульминационных моментов «Человека и джентльмена», написанного в 1921 году. Всю страсть и любовь к театру, спектр испытываемых чувств, мастерство лицедейства, не знающего границ, продемонстрировал Насим Джабирович. Зритель удивлялся, смеялся и замирал в восхищении, глядя на его потрясающую мимику и перевоплощения. Не играть, а быть – кредо этого артиста, некогда главного режиссера театра Островского. И эти моменты хочется посмотреть еще и еще раз. Впрочем, как и шоковое состояние Альберто де Стефано (Руслан Джумахметов), мгновенно превратившегося в сумасшедшего по собственной воле. Доброго ненормального, хаотично ищущего выход из создавшегося положения, где с ним грозится расправиться муж-рогоносец.

Комедия положений, порой нелепых, абсурдных, гротескных, не оставляет равнодушными публику до конца спектакля. Нет проходящих, второстепенных эпизодов и ролей. Каждая – словно платье, подобрана, подогнана под конкретных актеров, и они «вросли» в них. Шикарна Тамара Столярова, заслуженный деятель РК, в роли Матильды де Боцци, неповторима Наталья Копеечкина (Виола) – олицетворение загнанной как лошадь бабы-актрисы, к тому же беременной и вынужденной вкалывать за гроши, невыносима «гестапо»-горничная Нинетта (Людмила Захарова), вызывает уважение и сочувствие флегматичный граф Толентано (Виталий Котельников), и негодование – полицейский (Андрей Тяпкин), мыслящий штампами… Как бы ни была высокомерна красавица Биче (Светлана Каландарова), она все же протянула руку помощи мужчине, поплатившемуся за их связь. И как бы ни были закручены и запутаны события, женщине достаточно властно рыкнуть податливому мужу: «Домой!», как все замолкают, и все становится на свои места. Казалось бы, мелочь – реплика, жест, многозначительный взгляд, но вся история – «каша», в которой запутались темпераментные итальянские герои, неожиданным образом завершается.

Произвели впечатление элегантные дорогие костюмы, музыкальное сопровождение. «В этом году нашему старейшему казахстанскому театру исполнилось 160 лет. Юбилейный сезон был напряженным, насыщенным, финалом его стала пьеса, выбранная Оксаной Михайловной. Интересная работа, о нас – артистах. Наверное, зрители устали от тяжелых спектаклей, к примеру, предыдущая комедия стала, в некотором отношении, черной и спорной, и не все приняли ее, хотя мы очень любим спектакль «Цианистый калий с молоком или без». На него хорошо ходит молодежь, – говорит в интервью Руслан Джумахметов, лауреат российской премии им. В. А. Ермаковой и областной Молодежной премии «Жыл үздігі».

– Захотелось летних, веселых красок, где одновременно с легкостью ставится вопрос, кто в обществе «человек» и «джентльмен»: представитель аристократии или простой артист. Работы Эдуардо де Филиппо на наших театральных подмостках ставились давно, в 90-х годах – «Цилиндр», режиссера Аллы Царевой, еще раньше – знаменитый спектакль «Филумена Мартурано» – Панджариди. У нас идет уже одна итальянская комедия Карло Гольдоне «Трактирщица», более классическая, тоже в современной интерпретации, но они разные и занимают свои ниши в репертуаре, – продолжает Руслан Булатович. – Наша труппа как сплоченная команда, которая идет, образно выражаясь, нос к носу, плечо к плечу, говорит на одном языке, понимает с полуслова. Признаться, мы радуемся за успехи любого из нас, даже небольшие роли ярко выделяются, ограняются, в каждой читается свой характер. Мы очень благодарны нашему педагогу, режиссеру, наставнику и соратнику Оксане Михайловне Малуше, которая «лепит» из нас артистов.

Аншлаг на премьере – лучшая оценка работы труппы. Кстати, в этот день Руслану Джумахметову, режиссеру многих детских сказок, исполнилось тридцать лет и он играл с особым воодушевлением и настроем. Поклонники его творчества уделили молодому таланту много внимания, подарили бурные овации, море цветов, что, по его словам, растрогало и обязало к еще большей ответственности и поиску новых идей и решений.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top