Смех над пороком

27 июля 2017
0
1546

Русский драматический театр имени Островского на закрытие театрального сезона порадовал уральцев музыкальной комедией Карла Гольдони «Трактирщица». Именно порадовал, потому что по залу постоянно прокатывался смех, временами переходящий в хохот.

Более трехсот лет назад написана эта бесхитростная комедия о том, как веселая разбитная хозяйка гостиницы решила влюбить в себя дворянина-женоненавистника. Но, оказывается, сколько бы веков ни прошло, в характерах людей и отношениях между ними ничего не изменилось. Иначе спектакль не воспринимался бы зрителем так живо и эмоционально.

Герои спектакля не выглядят персонажами трехсотлетней давности и воспринимаются, как живые и вполне реальные люди, которые среди нас, которых мы видим и знаем. (И то, что актеры во многих сценах выходят прямо из зрительного зала, это подчеркивает). Разве мало сейчас «трактирщиц» – хозяек гостиниц, кафе, ресторанов? Называют их, правда, по-другому – бизнесвумен. Но зачастую они такие же верткие, веселые, тщеславные, и их не обходят вниманием мужчины.

А разве нет «вечных холостяков», любителей легких интрижек, избегающих женитьбы? А какую женщину, особенно привыкшую к окружению поклонников, не заденет, если какой-то представитель сильного пола плевать хотел на ее чары? А сколько престарелых воздыхателей или молодых бездельников и альфонсов разного рода крутится вокруг таких женщин – красивых и успешных?

Некоторые из зрителей удивлялись: а почему у актеров такие странные, не соответствующие тому времени и той стране костюмы? Кавалер Рипафратта (актер Юшко) одет во что-то, напоминающее военный мундир, у него даже орденские планки на груди, и он постоянно ходит в сапогах, что подчеркивает его характер грубого солдафона. Маркиз Форлимпополи (Таранов) одет в почти обычный костюм и похож на пенсионера-чиновника, стареющего любителя «клубнички».

А граф Альбафьорита (актер Джумахметов) – тот вообще одет так, как одеваются экстравагантные эстрадные «звезды», и также влюблен сам в себя. Постоянно собой любуется и раздаривает футболки со своими портретами. И буйными черными кудрями, и пестротой одежды, и даже манерой речи напоминает одну популярную и самовлюбленную эстрадную особу.

И только Мирандолина, главная героиня (актриса Копеечкина), и нарядом, и пышностью форм, и южным темпераментом соответствует тому времени.

А вот женский характер, который она создает на сцене – типичен на все времена. Миран-долина прилагает все усилия, чтобы обольстить грубого постояльца, а когда добивается своего, теряет к нему всякий интерес и не знает, как от него избавиться. Напрасно влюбленный постоялец (актер Юшко) рвет и мечет, высаживает двери и ревет, как слон в брачный период – она своего добилась и больше ей ничего от него не надо, ее даже пугает такая страсть.

И Мирандолина поступает чисто по-женски – выходит замуж не за графа и не за маркиза, а за Фабрицио (артист Егоров), за собственного лакея, мол, так ей завещал дедушка.

Хозяйка гостиницы в постановке Оксаны Малуши – не циничная обольстительница, положившая глаз на богатого постояльца, а просто женщина – деловая, симпатичная, веселая, темпераментная и тщеславная. А только такие и могут успешно вести бизнес, содержать гостиницы и привлекать постояльцев своим обаянием.

В комедии не только реплики вызывают смех, но и каждый жест, каждая гримаса. И смеются не только остроумным шуткам и комическим ситуациям, но еще и потому, что находят какую-то аналогию с современной жизнью. Вот пикируются граф с маркизом: «Мое имя значит больше, чем все ваши деньги», – «Я ценю не то, что значит, я ценю то, что можно тратить».

Две постоялицы трактира (отставшие от труппы актрисульки) своими ужимками, визгом и кривлянием пытаются соблазнить то графа, то маркиза, то кавалера, и тоже очень сильно напоминают современных девиц, которые любыми путями стараются поймать в свои сети богатых женихов, олигархов по-нынешнему. Но сначала они появляются в зрительном зале с кружкой для подаяния в руках и в нарядах какого-то монастырского ордена, проходят по рядам под смех зрителей. А потом Ортензия (артистка Романова) и Деянира (артистка Будаева) ловко сбрасывают с себя наряды кармелиток, визжат, кривляются и снова становятся искателями приключений и богатых женихов. Вообще, в спектакле многие сцены начинаются прямо в зале, и это как бы подчеркивает: герои комедии – одни из нас.

Есть в спектакле еще одна роль, которая в программе обозначена как «Девушка в активном поиске» (артистка Захарова). Она тоже появляется из зала – раскрашенная, как индеец, вставший на тропу войны, и кричит что-то на «итальянском» кавалеру Рипафратта. И все-таки уводит его: женоненавистник не прочь завести легкую интрижку. А потом в самом конце она появляется с огромным животом как раз в тот момент, когда кавалер Рипафратта вне себя от отставки, полученной от Мирандолины. Она снова кричит что-то на манер итальянской базарной торговки, и он с ней уходит: а куда деваться? И все хорошо, и все счастливы.

Не надо ждать от комедии неожиданной острой развязки, глубокомыслия или морализирования. Она призвана рассмешить, поднять настроение, и это было достигнуто. Актеры так напрямую и сказали зрителям: смейтесь, а если взгрустнется, вспомните эту песню «О, мамма миа, мамма миа». Кстати, веселая, бравурная музыка (зав. музыкальной частью Ковалева), под которую бегали, прыгали, пикировались, кривлялись и дрались герои спектакля, так заводила зрителей, что они часто не могли удержаться, чтобы не хлопать ей (музыке) в такт.

Фееричности действия способствовало то, что интерьер сцены не приходилось менять в течение спектакля – так удачно он был создан бутафором Чумаковым.

Короче, вся эта фантасмагория, буффонада, кавээнщина, кураж и брызги «бургундского» так удачно соединились, что получилось одно на всех хорошее настроение. А заодно и над пороками посмеялись. А чего еще ждать от комедии, она, как жизнь – хороша, пока длится.

Фото: Денис Спиридонов
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top