Сколько было попугаев…

22 декабря 2016
0
1806

Нежный, искренний, переливчатый, как чистый звон колокольчиков, как хрустальные брызги прозрачной воды, детский смех. Что может звучать лучше него – весёлого, счастливого? Об этом я думала, видя радость ребят, заполнивших зрительный зал русского драматического театра имени А. Н. Островского, наблюдавших за тем, как Слонёнок ищет Мартышку, а она сидит у него на спине и корчит рожицы.
Четыре действующих лица, всего четыре, но как они ухитряются держать внимание всего зала!

«38 попугаев» Григория Остера. Вряд ли кто-то не видел мультфильма, любимого зрителями многих поколений. Честно говоря, когда я услышала о премьере одноименной сказки в театре, то просто подумала: поставили, молодцы. Но тогда я еще не знала, какие они молодцы, пока сама не увидела актёрскую игру и декорации.

Тропики, стройные раскидистые пальмы, кокосовые орехи, гибкие лианы, подвесные лестницы, с перекладинами в виде бананов… А посреди сцены возлежит огромная экзотическая черепаха-симпатяга, равнодушно взирающая на разговоры Мартышки (В. Сторожевских) с Удавом (А. Юшко), который изрек: «У меня появилась мысль, не мешайте, я ее думаю». К «думе» подключилась и обезьянка, прыгучая, пластичная, юркая, поющая песенку: «Ужасно интересно все то, что неизвестно! Все то, что неизвестно – ужасно интересно!..»

Р. ДжумахметовЖивотных заинтересовал рост Удава. Задачка не из легких для них и детей, что находились в зале, поскольку тем или иным образом публика вовлекалась в происходящее на сцене, тем более что актеры играли самозабвенно. Тактичный Слоненок (А. Егоров) «гундосил» в хобот, Мартышка гримасничала и умничала, ну а более менее «продвинутый», самодостаточный Попугай (М. Будаева) пожимал «плечами-крыльями», удивляясь непонятливости друзей. Их проделки вызывали дружный смех и радость малышей. Кстати, взрослые тоже не прятали улыбок, одобряя поучительные вещи в игровой, задорной форме. Как известно, нравоучения всем не по нраву, а вот когда наглядно и на примере забавных животных, все внимают с интересом и запоминают.

Зрелищно, весело, полезно, и самое главное – позитивно. Мультфильмы и сказки советского периода несли добро, сочувствие, сопереживание. А сейчас зарубежная продукция, заполонившая телевидение, интернет, по большей части пропагандирует равнодушие и «пофигизм» в подрастающем поколении, а потом взрослые удивляются, почему дети черствые и жестокие. Не мудрено, если в магазинах продаются странные игры, к примеру, «Как ограбить банк». Недавно ученые пришли к выводу, что некоторые мультфильмы неполезны для детской неокрепшей психики. Наверняка читатель слышал о них, назову лишь один: «Монстр Хай», согласитесь, название уже настораживает. Как показали исследования, вредные зрелищные продукты подают плохой пример детям, вызывают неадекватное поведение и даже психические расстройства, несут скрытую агрессию. Этого более чем достаточно, чтобы задуматься, как подавать детские развлечения.

Наш театр традиционно ставит старые добрые сказки. Причем в постановке не только главного режиссера Оксаны Малуши, но и молодой смены. Эту пьесу режиссировал актер Руслан Джумахметов. После спектакля мы беседуем с ним.

– Руслан, почему ты выбрал именно эту сказку?

– Я беру для работы известные, популярные материалы, которые на слуху. С одной стороны, рискую, поскольку по ним сняты мультфильмы, и зрители имеют свое представление о них, а с другой – это интересно, увлекательно. Кроме того учусь, у меня нет режиссерского образования, окончил театральный факультет Саратовской консерватории. Когда учились, должны были показывать зачин – такой большой актерский этюд, мне не нравилось заниматься этим, а вот теперь…

– Как появилась потребность ставить спектакли именно для детей, ведь это не единственная твоя постановка?

– Первоначально мне предложили поставить «Муху-цокотуху», четыре года назад, затем были «Малыш и Карлсон», «Котенок по имени Гав». Детский материал – игровой, он располагает к придумыванию, сочинительству. Это как задачки решать, копаться в сути, искать, предугадывать что-то, чтобы заинтересовать их, сконцентрировать внимание, научить чему-то, вызвать улыбку. Сказки – хорошая школа, лаборатория. Потом все это проверяется на сцене, дополняется, изменяется при появлении новых идей.

– На твой взгляд, есть особенность в постановке пьес для детей?

– Обязательно. Работая над темой, надо смотреть на происходящее детскими глазами и воспринимать их сознанием, на время превращаться в ребенка, и это так поднимает над обыденностью. Взрослые воспринимают юмор, иронию, а будут ли они понятны детям? Все надо взаимоувязать в одно целое.

Как я уже говорил, учусь, и для меня маяком, флажком является главный режиссер театра Оксана Малуша, у нее набираюсь опыта. Оксана Михайловна сама любит работать с молодежью и нам позволяет искать, проявлять себя; помогает, вносит корректуру. Можно сказать, что дирекция в лице Зеленцова и Малуши дает нам свободу для самовыражения и роста.

У нас есть хорошая традиция – воскресная сказка, которая идет в 12 часов. Репертуар большой: пятнадцать спектаклей, разных, но обязательно есть зимняя сказка, весенняя, осенняя. Приятно, что в этот день аншлаг, родители, бабушки или старшие дети приходят с малышами.

Взрослые таким образом воспитывают детей, развивают хороший вкус. Многие из них, зная содержание, хотят посмотреть, как, к примеру, из стихотворения «Муха-цокотуха» или короткого мультика можно сделать полноценный спектакль. В принципе, все начитанные, лишь однажды кто-то из родителей по окончании спектакля удивлённо спросил: «А где же здесь 38 попугаев? – улыбается Руслан Булатович. – Но это единичный случай».

После спектакля я попросила поделиться впечатлениями воспитателя детского сада «Тулпар». «Очень хороший спектакль, детям понравился. Мы периодически привозим их в театр, сегодня приехали 65 ребят в возрасте от трех до шести лет. Раньше смотрели «Заинькину избушку», «Как Бабы-Яги сказку спасали» и другие, – говорит Светлана Владимировна Денисова. – Вчера в обед они пораньше спать легли, чтобы ускорить время и побыстрей поехать в театр. С удовольствием смотрели; декорации понравились».

Декорации, яркие, сочные краски, и замечательно, что все было мягким, как детские мягкие игрушки, что даже визуально обеспечивало ощущение комфорта и безопасности, что немаловажно для маленьких зрителей.

Признаюсь, сидя в зрительном зале, я долгое время боролась с искушением потрогать кокосовый орех – какой он на ощупь, известно, что натуральный – жесткий, его трудно разбить. Дело в том, что когда зверюшки бросались ими, стук от удара ореха был громким. Один из них «соскочил» со сцены и «прыгнул» к зрителям. Наконец, набравшись смелости и, улучив момент, когда внимание публики было приковано другим, я подошла к ореху и взяла в руки… Не скрою, испытала приятное ощущение: он оказался из легкого синтетического материала, похожего на капрон, этакий упруго-мягкий мячик, классный на ощупь и внешний вид. Чувствуется, делали с любовью, впрочем, как и другие бутафорские предметы (художник С. Б. Жангазиев, бутафория – О. А. Чумаков).

…В последней декаде декабря ожидается премьера сказки «Волк, лиса и новогодние чудеса», ее ставит Марк Ларин. Она о дружбе, честности, обмане, победе добра над злом.

В это время будут проходить утренники с демонстрацией этой сказки.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top