Школьный напряг

15 июня 2017
0
161

Хрупкая женщина шла по улице, увешанная рюкзаками и сумками, лицо – лучше не смотреть, хмурая из-за проблем. За ней понуро плелись двое: сын и дочь. Шли из школы. «Что ты наложил в рюкзак? Я еле тащу, как ты утром нес?» – выплеснулось ее раздражение. «Да ничего там лишнего нет! – заверещал пацан, начав перечислять: – Книжки, тетрадки, пенал, карандаши, фломастеры, спортивная одежда, кроссовки, вторая обувь… Все нужное».

Все нужное. Кому? – так и хочется задать вопрос Министерству образования. А вы сами-то пробовали таскать рюкзаки учеников? Они неподъемны для взрослых, не то что для растущего детского организма. И путь неблизкий от дома до школы, надорваться можно.

Школьная программа усложняется, требования тоже, каждый учитель настаивает на своем, считая свой предмет более важным, а ребенок остается прежним – маленьким, худеньким, незащищенным. И как муравьи с тяжелой поклажей, детишки ползут со всех сторон в цитадель знаний. Именно ползут.

«Я не хочу в школу! Достала! – визжит Настя утром. – Когда уж каникулы?» Ее мать говорит, что дочь-третьеклассница не хочет ходить в школу, и она не знает, как исправить положение. Девочка не успевает по программе. В последней четверти стала посещать дополнительные занятия, оценки улучшились. «На усвоение темы дается один час, вместо нескольких часов, как было в наше время, – говорит Ирина Андреевна, мама Насти. – Учитель объяснил тему, и – все. Не понял, – пусть родители объясняют, а когда? В русском языке «жи», «ши» пишутся с буквой «и», а в казахском – с «ы», у нее все перепуталось в голове, в том числе русские и казахские слова. А тут еще и английский «внахлобучку». Это куда столько взваливать на ребенка?»

Возьмем другой предмет – безобидное и нужное «Самопознание». В домашнем задании, помимо составления рассказа, требуется нарисовать дерево. Спрашивается, зачем? Это не урок рисования. Ну ладно, это еще цветочки. По другому предмету мальчику нужно… сшить черепаху. Мать сшила, со стразами, получили пятерку. А куда деваться, говорит она, если я не сделаю, он получит двойку или тройку. Учителя не волнует, сам сделал или нет, главное – показатели. Раньше мы сами лепили, клеили, шили, как могли, и преподаватель оценивал наш  – детский труд. Сегодня учащиеся не успевают, а учителя не делают скидок, ссылаясь на обязательность программы, дескать, с них тоже требуют. Крайними остаются дети. Которые психуют, я не преувеличиваю, из кожи вон лезут, чтобы понять все и запомнить.

Вот еще пример. «Да что он у тебя, как ни приду, все уроки учит? – спросила женщина у подруги.  – Слабо учишься, не дается тебе гранит науки?» – «Отличник я», – промямлил «ботаник». «Оно и видно: худой, ветром не качает? – шутит она. – Иди, погуляй на свежем воздухе». – «Некогда мне, на лето кучу всего задали», – отмахнулся он.

Кого мы растим, куда мы гонимся, если уже сейчас многие из детей страдают взрослыми заболеваниями?

Но, кажется, забрезжил лучик надежды, если решили обнародовать такую цифру: казахстанские школьники находятся на четвертом месте из 65 стран в мире по загруженности учебой. Вот и приплыли в погоне за показателями.

Об этом заговорили несколько лет назад, но воз и ныне там. По правде, мало кто открыто заявит о наболевшем, родители – только между собой, учителя – тоже опасаются высказывать мнение. Такое совместное молчание  отрицательно сказывается на знаниях школьников, их физическом и психическом здоровье.

Спасибо Аскарбеку Кусаинову, президенту Академии педагогических наук Казахстана, автору монографии «Качество образования в мире и в Казахстане», сделавшему анализ этой проблемы. Согласно исследованиям профессора, нашим учащимся «надо заниматься 24 часа в сутки, чтобы полностью усвоить школьные материалы, это выше возможностей детей». Как вам это нравится?

По его поручению были проверены учебники, заключение таково:  в них 70 процентов «воды». И эту воду толкут в ступе наши дети, теряя время и здоровье. По заключению специалистов, 50 процентов материалов в учебниках не нужны. Наконец-то признали, что домашние задания надо уменьшить, и, якобы, к сентябрю этого года МОН РК обещает сократить их объем или хотя бы не задавать на понедельник. Но у меня большие сомнения, что школьники почувствуют это и им станет легче учиться.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top