Школа созидания

26 марта 2015
0
1430

(Продолжение. Начало в № 12)

В стройотряде, слева направо: Ибреев В., Кучеров В., Кудайбергенов Г., Исмагулов В.

Поддерживал эти идеи и помогал советами Нефедов Иван Иванович – секретарь партийной организации факультета, ветеран Великой Отечественной войны. С концертами в составе институтской художественной самодеятельности в чабанских бригадах и на зернотоках выступала Иванова Р. под аккомпанирование баяниста Гриднева В. Возглавлял молодежное движение института Мустажапов Болат Амангалиевич – секретарь комитета комсомола института.

На третьем курсе в 1967 г. мы одни из первых сформировали студенческий строительный отряд «Колос» и произвели капитальный ремонт машинно-тракторной мастерской Казсельхозтехники в пос. Федоровка Теректинского района. Командовал отрядом однокурсник Ажибаев Ерсаин. Это был выдержанный, спокойный и благородный человек, он привносил ощущение гармонии, вежливости, но вместе с тем и требовательности, присущей категории людей – руководителей, что впоследствии и проявилось в его карьерном росте на производстве. В поведении Ерсаина я ни разу не замечал, чтобы он кичился своей должностью командира отряда. Он никогда не включал «звезду», наоборот, был очень скромен.

Кормили нас бойцы стройотряда, наши однокурсницы Иванова Р. и Газизова Б. Однажды в субботу, когда несколько членов отряда были в увольнительной, кто-то предложил провести соревнование – кто больше съест. Вызвались трое: Гриднев В., Молдагалиев Т. и Кучеров В. Скушали по 5 порций первого блюда, перешли на второе– жаркое. Многие из нас делали ставку на более рослых и здоровых (под 1 м 90 см) Гриднева В. и Молдагалиева Г., тем более, что Гриднев В. постоянно кружил около кухни добиваясь руки и сердца Раи Ивановой. После 7 порций второго блюда из гонки выпал Молдагалиев Т., оставшиеся Гриднев и Кучеров стали пить компот. На 13-й кружке сдался Гриднев, так чемпионом стал Кучеров В., одержавший победу своей крестьянской смекалкой, недаром он был капитаном институтской команды КВН.

В воскресные дни мы играли в футбол с бойцами стройотряда Орловского института (г. Орел, РФ) и с командами близлежащих поселков.

Учебную практику мы проходили в спортивно-оздоровительных лагерях института в истоке реки Кушум из реки Урал и на Меловых горках. Днем проходили практику по ботанике с Агелеуовым Е., по тракторам и сельхозмашинам с Антоненко А.А., вечерами – спортивные игры в волейбол, футбол и настольный теннис, посиделки у костра. Зав. кафедрой Пересветов Н.Н. и старший преподаватель кафедры физвоспитания Лукпанов Р.Л. проводили измерения антропометрических данных студентов и спортсменов из их числа: рост, вес, спирометрические данные объема легких, становая сила, мышечный прирост и др., затем разрабатывали методические рекомендации для тренировочного процесса, что в итоге, например, нашей команде велосипедистов в составе: Исмагулов В., Ибреев В., Марков С. (мехфак) и Мандыбаев О. (мехфак) дало возможность стать чемпионами области в гонке на 100 км. В групповой гонке на 100 км по Саратовскому шоссе автор этих строк занял второе призовое место и в индивидуальной гонке на 25 км стал чемпионом области. Затем в г. Алма-Ата на Кульджинском шоссе выполнил норматив кандидата в мастера спорта СССР.

На 4-5-м курсах содержательными были лекции Доровской Л.М. по фитопатологии, Жилина Н.Я. и Шевченко А.Г. – по растениеводству, Клейменовой В.А. – по технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, Вдовиченко Н. и Шаховой В. – по животноводству. Доцент Вдовиченко любил почему-то констатировать приводимые данные по лекции словами «морской закон», видимо, служил на флоте. На экзамене студент Бервин В., отвечая по билету, привел данные, которые никак не принимал за достоверные Вдовиченко Н. Тогда Бервин В. в сердцах заключил: «Закон моря», перефразировав своего преподавателя, и получил положительную оценку.

Интересными были занятия на военной кафедре института, где из нас готовили командиров мотострелкового взвода. Их вели подполковники, ветераны Великой Отечественной войны Руденко А.С. и Яковенко, практические занятия – майоры Мащенко, Чубукин Г.П., автодело – майоры Жук и Маев.

Военные сборы и сдачу государственных экзаменов по военной подготовке мы проходили в Майкопском учебном центре (Адыгейская АССР) Северо-Кавказского военного округа. Командовал сборами подполковник Руденко А.С.

Быстро пролетели годы учебы. Распределение получил в Зеленовское райсельхозуправление, далее направили агрономом в колхоз им. XXII партъезда, но председатель имел на эту должность свою кандидатуру. Вернулся в Уральск и получил новое направление в областную нормативно-исследовательскую станцию. Стал агрономом по нормированию труда в полеводстве, Уральской области, затем старшим специалистом и заведующим отделом НО (научной организации труда), проработав на станции с 1970 по 1978год. За это время нами проведена паспортизация полей, животноводческих ферм, машинно-тракторных мастерских и дорог всех хозяйств области, разработаны типовые технически обоснованные нормы на механизированные полевые работы и нормы обслуживания в животноводстве, нормативы времени на авиационно-химические обработки посевов от сорняков.

Выезжая в командировки искал своих однокурсников и общался с ними: в совхозе «Первомайский» Акжаикского (Чапаевского) района с Какимовым А.Б. – гл. агрономом совхоза; в колхоз «Кзыл-Ту» и в совхозе «Косубинский» Сырымского (Джамбейтинского) района с Аменовым С. и Умбетовым Т. – гл. агрономами; в г.Аксае с Гридневыми Владимиром и Раисой – специалистом отдела семеноводства и главным районным землеустроителем; в совхозе «Красноярский» Акжаикского (Тайпакского) района с Утешкалиевым Ж. – гл. агрономом; в совхозах Чапаевского района с Жаншиным Г., Ешмухановым Б. и Каймульдиновым Р.; в совхозе «Красногорский», «Жанаталапский» Джангалинского района с Адиетовым М. и Ильясовым Д. – гл. агрономами; в колхозе «Хлебороб» Бурлинского района с Денисенко В. – гл. агрономом, а затем и председателем этого колхоза: в госсельхозопытной станции – с научными сотрудниками Кучеровым В., Гузом Г., Габдеевым К. и Буянкиным В.; Дарбаев Ж.К. – работал инструктором Уральского обкома ЛКСМ; в г. Москве с Газизовой Б. – инструктором ЦК ВЛКСМ; в совхозе «Ащесайский» Чингирлауского района с Исбулатовым А.– управляющим отделением; в совхозах «Тендыкский» и «Зауральский» Атырауской области с гл. агрономами Есетовым С. и Бозшаевым Г.; в г. Алма-Ате – с Салимгереевым М. – главным специалистом ЦРНИС по труду МСХ Казахской ССР (Центральной республиканской нормативно-исследовательской станции).

С Салимгереевым Мусагали мы работали в одной системе, совместно выезжали в командировки для нормирования авиахимработ в хозяйства нашей и Чимкентской областей и Ташкентской области Узбекистана. В часы досуга мы побывали в старейшем городе Средней Азии – Самарканде, осмотрели дворцы «Шах и Зинда», «Регистан», мечеть «Биби-ханум», обсерваторию Улугбека, дегустировали настоящий узбекский плов на Алаевском рынке г. Ташкента. В Ташкенте жили в старинной одноэтажной гостинице – караван-сарае под названием «Шарк».

Мусагали, когда учился в институте, хорошо и душевно исполнял казахские песни. Был не очень-то разговорчивым, и близкие друзья звали его «Молчуном». И вот на производстве, чему я был непосредственным свидетелем, Мусагали никогда не кричал и не выпячивал, чего он добился, не доказывал ничего своим близким, он просто молча, как и в студенческие годы, достигал своих целей. Салимгереев М.Ш. несколько лет работал директором Мангышлакской обл. НИС, заместителем по экономике и финансам республиканского объединения «Казсельхозтехника», заместителем и первым руководителем республиканского объединения «Сельхозхимия» («Кунар-лылык»), подготовил и защитил диссертацию на степень кандидата экономических наук, долгое время работал начальником отдела и заместителем директора Алма-Атинского республиканского НИИ труда, затем организовал собственное ТОО «Оптимизация трудовых отношении» и сейчас разрабатывает нормы и нормативы для всех отраслей народного хозяйства по заявкам предприятий различных форм собственности.

В Уральской областной нормативно-исследовательской станции за мной была закреплена автомашина ГАЗ-69. На военной кафедре мы изучили автодело и сдали экзамены на водителя категории «В» (управление легковыми автомобилями), как командиры мотострелкового взвода. Поэтому во все командировки я ездил на автомашинах ГАЗ-69, «Москвич-412» ,УАЗ-469. При одной из встреч с Исбулатовым Абулхаиром в совхозе «Ащесайский» произошел среди рабочих «легкий бунт». Дело в том что на отделении, где работал Абулхаир, привезли в пятницу вечером несколько бочек пива. Шел 1974 г., напиток для тех времен редкостный и желанный. Механизаторы стали говорить: вот смотрите – закат солнца красный, значит завтра будет, по народной примете, ветрено и возить сено нельзя. А суббота – рабочий день. Что делать? Смотрю, Абулхаир, а он исполнял обязанности управляющего отделением, спокойно, не раздражая народ, говорит: да, возможно, ветер будет, но по одному рейсу до обеда отработать успеете. Сейчас вам понемногу из одной бочки продадут, а завтра уже продавец отпустит всем кто сколько пожелает. Так он решил назреваемый конфликт.

(Продолжение следует)

1970 г. 2-я группа

Валерий Исмагулов,
кандидат экономических наук, доцент, член корр. АЕН
Фото из архива автора

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top