Сезон талантов

13 октября 2022
0
950

30-й сезон в областном Казахском драматическом театре начался с Первого Республиканского фестиваля моноспектаклей, посвященного 105-летию со дня рождения Хадиши Букеевой. Приехали театры из десяти городов. Каждый со своей необычной постановкой, в которой участвует только один актер. В моноспектаклях, как правило, нет ни сложных декораций, ни реквизита.

Фестиваль проходил в течение трех дней (в день примерно по три постановки). В итоге строгое жюри, в состав которого вошли заслуженный артист РК, лауреат Государственной премии, режиссер Тунгышбай Жаманкулов, театровед, магистр искусствоведения Айзат Кадыргалиева, писатель-драматург, сценарист Мурат Колганат, заслуженный артист Казахстана, лауреат Государственной премии, кавалер ордена «Курмет» актер, режиссер Сердеш Кажымуратов, кавалер ордена «Парасат» актриса, режиссер Нурлыгул Жубатова, определило победителей по номинациям.

В номинации «Лучшая сценография» победил Павлодарский музыкально-драматический театр имени Ж. Аймауытова с постановкой «Короля Лира». Номинация «Лучший женский образ» присуждена актрисе Бакытгул Кожамуратовой за роль Медеи. Она играет в Шымкентском театре им. Ж. Шанина. Приз за «Лучший мужской образ» достался актеру Багдату Тулеугалиеву за роль Гамлета, Актюбинский драматический театр им. Т. Ахтанова. Приз в номинации «Лучшая режиссура» получил режиссер Айдын Салбан, Государственный академический музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева. Специальный приз к 30-летию театра достался молодежному театру города Семей.

30 лет – осознанный возраст. 16 декабря 1993 года Западно-Казахстанский областной Казахский театр драмы начал свою деятельность. Зрители могли увидеть пьесу «Қарагөз» М. Ауэзова.

М. Ахманов и Х. Нугманова в начале 90-х годов прошлого века инициировали создание нового театра. Была проделана колоссальная работа по организации самого театра, формированию актерского состава и разработке репертуара. Труппу сформировали из приглашенных актеров практически со всего Казахстана и выпускников училища им. Щепкина. Среди первых актеров Б. Молдабаев, Ж. Тлеккабылов, Т. Есенгалиев, С. Сембаев, Г. Абишева, Б. Исалиева, М. Бектенов и другие, а первым директором стал А. Султангалиев.

В 2002 году театр переехал в новое здание. Помещение проектировали с учетом национальных традиций и современных архитектурных веяний. Помимо основного зрительного зала, вмещающего 280 человек, здесь репетиционные залы, большой холл, цех для изготовления декораций и другие необходимые вспомогательные помещения.

Основы репертуара «закладывал» режиссер М. Ахманов. Он скрупулёзно подбирал произведения знаменитых авторов для постановок, которые бы отражали исторические и национальные особенности общества. Такие спектакли как «Ант», «Құрманғазы» и «Сырым батыр» до сих пор играют на сцене, а каждый сезон открывается пьесой «Махамбет». За 30 лет в разнообразном репертуаре театра огромное количество постановок для взрослого зрителя и для маленького. Одной из ярких постановок стал спектакль «Мен» по пьесе польского драматурга Станислава Мрожека «Дом на границе». Для постановки в жанре абсурда из Алматы пригласили режиссёра Данияра Базаркулова. Над художественным оформлением работала грузинский сценограф Тамара Охикян.

«Мен» – элитарная пьеса. Сам Мрожек задумал её в абсурдистском жанре, а наши постановщики развили мысли автора. Так как в процессе репетиций несколько изменилось содержание пьесы, к ней пришло и другое название. Режиссёр сделал главный акцент на личности человека, поэтому назвал спектакль «Я».

Данияр Базаркулов несколько лет работал в театре, ему знакомы возможности наших актёров. Сейчас он ставит спектакли в театре им. Г. Мусрепова, не раз получал Гран-при на республиканских и международных фестивалях. Кроме того, Данияр – обладатель номинации «За лучшую мужскую роль» в театральном фестивале стран Средней Азии. Опыт постановок на международных площадках позволил режиссёру воплотить материал Мрожека по-новому.

Необычный взгляд особенно ценен, так как пьесу «Дом у дороги» ставили во многих театрах мира. Интересно, что в Советском Союзе этот драматург был под запретом – слишком острые проблемы поднимал в своих произведениях. Зато в начале 90-х он стал невероятно популярным, его пьесы шли в столицах и провинции, от Вильнюса и Минска до Еревана и Комсомольска-на-Амуре. По словам Данияра Базаркулова, пьеса Мрожека «Дом на границе» в Казахстане ставится впервые.

Она написана в 1967 году, но и сегодня не потеряла актуальности. Все эти общественные явления до сих пор присутствуют во многих странах: государство, беспардонно вторгающееся в личное жизненное пространство, манипуляция людьми при помощи идеологических клише и лозунгов, страх перед властью, ведущий к потере собственного «я».

Режиссёр и сценограф в пьесе «Мен» убрали всё, что даже отдалённо напоминает реализм. Зритель понял это, как только открылся занавес. Семья живёт в условном пространстве, комнаты «дома» отгорожены наклонными досками, которые служат и столом, и кроватями. Доски выдвигаются в центр из огромных гипсовых ушей. Через них все герои «слушают» мировые новости. Человек для государственной машины не значит ровным счётом ничего, смерть пожилой женщины забыта, но без неё рушится весь уклад семьи. Кто будет объявлять о начале ужина? – обращаются к отцу семейства его родные, и он не может ответить на этот вопрос.

Государство торжествует, со всех каналов льются глобальные новости. На заднем плане сцены установлен огромный телеэкран, и режиссёр задействует его во всех эпизодах. Днём суетятся дипломаты и военные, а ночью начинается жизнь простых людей – придавленных, обездоленных, вынужденных за кусок хлеба рисковать жизнью.

Шум телеканалов контрастирует с внутренним миром героя, которого блестяще сыграл заслуженный деятель РК Ербол Есендосов. Сознание героя не выдерживает надругательства над собственной жизнью, оно отделяется и начинает жить в другом пространстве…

Творчество Казахского драматического театра имени Х. Букеевой знают не только в республике, но и далеко за его пределами. В 2015 году на ХVІІ Международном фестивале античного искусства «Боспорские Агоны» в г. Керчь, театр удостоен нескольких номинаций – «За лучшую режиссерскую работу», «За лучшую женскую роль», также получил «Гран-при».

В 2016 году театр участвовал в международном фестивале античной драмы «Стоби-2016» в Македонии. По итогам фестиваля также получил «Гран-при», победил в номинации «Лучшая режиссура», «Лучшая женская роль» (Бибигуль Исалиева).

Также театр участвовал в международном фестивале античной драмы «Стоби-2017» в г. Велес (Македония) со спектаклем Х. Мюллера «Филоктет – Медея». По итогам оказался лучшим в номинации «За лучшую мужскую роль», «За лучшую женскую роль» и получил «Гран-при».

Первый спектакль в этом сезоне – «Қара бала», режиссер-постановщик – главный режиссер театра Алмат Шарипов. Он только в этом году возглавил коллектив. Приехал из Алматы, родом из села Бостандык Казталовского района ЗКО. В 2017 году молодой режиссер удостоен звания «Лучший режиссер» г. Актобе. Участвовал в VI Международном фестивале «Режиссеры» в Москве со спектаклем «Тьма», где стал лауреатом. В международном экспериментальном фестивале-лаборатории театрального искусства «Дидар», проходившем в Кокшетау, стал победителем в номинации «Новаторские поиски». С постановкой «Кыз-Жибек» в рамках декрета «Болашаққа бағдар» принял участие в фестивале «AVENUE» в Париже. До того как возглавить театр в Уральске, являлся режиссером-постановщиком в Казахском государственном академическом театре драмы им. М. Ауэзова.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top