Сельский акцент

5 сентября 2019
0
73

Татары издавна живут в пределах бывшего Приурального района, который потом, в конце девяностых, вошел в состав Зеленовского (ныне район Байтерек). Они занимались в основном торговлей, скорняжным делом. Недалеко от Дарьинского даже был до недавних пор населенный пункт, где жили исключительно татары. Потому, наверное, комната татарского этнокультурного центра «Мариям» в Доме культуры походит скорее на музей, чем на рабочее помещение. Пройдя по светлому залу, любуясь предметами быта и повседневного обихода, различными поделками местных умельцев, можно получить полное представление не только о том, как нынче живут представители этого народа, но и о его далеком прошлом.

Нынешний руководитель этнокультурного объединения Р.Х. Самарцева рассказывает:
– Все тут собрано благодаря первому руководителю нашей общественной организации Альмире Мукитовне Зулкарнаевой и группе активистов. Они ездили по всем окрестным селам, находили старожилов и привозили в Дарьинское все, что представляло интерес в историческом отношении, как свидетельства ушедшей эпохи. Иногда даже приходилось выкупать то, что людям было особенно дорого.

Интересна история появления названия у этого объединения. Жила в поселке Чулпан удивительная женщина Мариям Гумаровна Зулкарнаева. У нее была большая семья, сама она работала в колхозе имени ХХ партсъезда. Мариям апа прекрасно пела татарские и казахские песни, она искусно рукодельничала, в частности, вышивала.

– Однажды она, – вспоминает одна из активисток центра Наталья Хуснутдинова, – взялась изготовить к Новому году костюм для моей дочери пяти лет. Колдовала над каждым фантиком из-под конфет, в результате получилось чудесное одеяние.

Некоторые из работ Мариям апа выставлены в экспозиции народных ремесел во Дворце культуры.

Когда М.Г. Зулкарнаева переехала жить в Дарьинское, она стала одним из самых активных и уважаемых членов татарского общества. Много сделала по приобщению молодежи к языку, традициям и культуре народа.

Мариям апа уже пять лет нет с нами, однако память о ней живет в сердцах всех, кто лично знал ее. Мариям Гумаровну часто вспоминают, и если свидетелем этих разговоров становится несведущий, то у него даже складывается впечатление, что говорят о живом человеке, принимающем участие в делах общества, которое, без преувеличения, было для нее вторым домом. В честь нее и назвали этнокультурное объединение.

– Сегодня целью объединения является продолжать то, что было намечено в 2001 году при его создании – изучать родной язык, обычаи и традиции наших предков, – говорит Р.Х. Самарцева. – Особенно важно передать все это подрастающему поколению. Помимо всего прочего надо оградить молодых также от опасности вовлечения их в различные деструктивные религиозные секты, в экстремистские течения, носящие нередко этническую окраску. Необходимо проявлять бдительность, дорожить тем, что имеем. Как у нас говорят: «Аерылганны аю ашар, беленэнне буре ашар – Отделившегося медведь съест, обособившегося – волк». Все мы одного корня, одной судьбы.

Нынче в селе проживает примерно полторы сотни татар. По численности это четвертая этническая группа после казахов, русских и украинцев. В сельском ДК представлены все основные здешние национальности. Есть комнаты – своего рода штаб-квартиры – русского этнокультурного объединения «Сударушка», украинского «Червона рута», белорусского «Сябры», казахского, ну и, конечно же, комната, о которой я уже поведал, – центр культурной жизни местной татарской диаспоры.

На встречу с автором этих строк Руза Хусаиновна пригласила своих подруг по общественным делам. Так что у нас получился в целом живой и непринужденный разговор. Вскоре выяснилось, что у одной из уважаемых женщин в этот день был юбилей, по этому случаю потом был накрыт праздничный стол. Но какие бы мероприятия и встречи тут ни проводились, душой всех этих дел является Р.Х. Самарцева. Она всегда в эпицентре общественной жизни. Это эрудированный, общительный, открытый человек. А такое ее качество, как душевность, коллеги и друзья отмечают особо. Именно оно выгодно отличало ее от других чиновников всегда, когда она работала помощником акима Дарьинского аульного округа. Еще Руза Хусаиновна замечательная жена, заботливая мать и бабушка.

Себя она считает дочерью татарского народа, хотя родилась в Киргизии, высшее образование получила в Узбекистане, окончив столичный электротехнический институт, а вот второй дом обрела все же в Казахстане. Муж у нее русский Виктор Павлович Самарцев, имеющий казацкие корни.

– Вообще, у нас много смешанных браков, – делится собеседница. – И не только среди татар, но и других этносов. Так получилось, что живя в одной стране – сначала в Российской империи, потом в СССР – мы неоднократно перемешивались, когда на земли нынешнего Приуралья накатывались то волны переселенцев, осваивавших новые пространства, то попадали сюда в качестве гонимых войной беженцев, то ехали поднимать целину… В нынешнем суверенном Казахстане все мы живем, можно сказать, одной семьей и нам не мешают национальные различия. Когда в стране с момента обретения Независимости происходили преобразования, все это делалось при нашем непосредственном участии. Более чем четверть века это не только история развития республики, но и страницы жизни каждого из нас, ее граждан.

Все этапы ее становления прожиты вместе с нею, на себе граждане прочувствовали все значимые перемены.

Говоря о смешанных семьях, здесь нередко с уважением упоминают Наталью Хуснутдинову. Она украинка, в свое время прибыла к нам с Западной Украины, тут вышла замуж за татарина. Детей своих, которых у нее трое, приобщает к культуре и традициям татарского народа. Сначала в объединение «Мариям» ходила ее старшая дочь Регина, ныне студентка Уфимского медицинского университета. В настоящее время в работе «Мариям» участвуют ее младший сын и дочь. За детьми постепенно втянулась в дела общественные и сама Наталья Сергеевна. Она полюбила татарскую культуру, в обществе считается замечательным музыкальным руководителем и хореографом.
Среди присутствующих Римма Марсовна Косаренко. Она татарка, а муж украинец.

– В конце семидесятых годов прошлого века приехала из России учиться, не поступила, здесь вышла замуж. Чем занимаюсь? – переспросила она и, смущенно улыбнувшись, ответила: – Я пока еще не на пенсии. Муж балует…

Для каждого этнокультурного общества созданы все условия. Костюмами и другими национальными атрибутами они обеспечиваются за счет бюджета. Выделяется транспорт для поездок на те или иные мероприятия за пределы округа и района. Дворец культуры для всех этносов, проживающих в Дарьинском, давно уже стал почти родным домом.

Самые хорошие впечатления остались у многих от поездки в областной центр на празднование Сабантуя в начале июля нынешнего года.

– Мы приняли участие в большом концерте, на сцену выходили разные творческие коллективы, – делились со мною женщины. – Прием зрителей самый теплый, доброжелательный. Такие поездки нам всегда многое дают, в том числе новых друзей. Мы тесно сотрудничаем с областным татарским обществом, с домом-музеем Габдуллы Тукая. Кстати, у нас имеется уголок, посвященный жизни и творчеству великого татарского поэта. Литература подарена музеем.

Все этнокультурные общества принимают активное участие в таких мероприятиях, как фестиваль «Асыл мұра», «Сорочинская ярмарка», «Асылым алтын бесігім», в праздниках Наурыз, Сабантуй, День языков, День единства народа Казахстана.

Всегда торжественно и со всенародным размахом отмечается великий праздник Победы.

В девять часов утра возле дома-музея Михаила Шолохова собираются жители села, все этнокультурные общества, школьники и затем начинается шествие к памятнику погибшим землякам, стоящему в центре села. Многие несут портреты своих отцов, дедов и прадедов, погибших в лихую годину. Начинается митинг с минуты молчания. Затем все перемещаются на соседнюю площадь перед ДК, где проходит концерт.

Вечером – дискотека для молодежи и всех желающих потанцевать, а в полночь в небе над населенным пунктом распускаются огненные разноцветные букеты салюта.

Активисты общества также непременные участники уроков мира, на которых они учат молодежь толерантности, прививают чувство любви к Родине, к земле, на которой живешь. «Мир и стабильность – это наше общенародное достояние, которое нужно каждодневным трудом защищать и укреплять», – сказал Нурсултан Абишевич Назарбаев. И нам всем, считают мои собеседники, важно сохранять эти ценности, мир и согласие в обществе.

Автор: Евгений Чуриков
Фото автора и из архива татарского
этнокультурного объединения «Мариям»

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top