Секреты крепкой семьи

15 апреля 2021
0
3972

В Назарбаев Интеллектуальной школе Уральска несколько лет реализуется международный проект «Крепкая семья». Участники – учащиеся 7-х классов и их родители. Дети вместе с родителями строят отношения, а также узнают, как управлять стрессом, противостоять давлению и многое другое. Педагог-психолог NIS Актоты Сериковна Казбекова рассказала об этом.

– Актоты Сериковна, какая основная цель проекта?

– Дать понять, что значат обычные семейные ценности. Что такие простые понятия, как любовь, внимание, доверие и уважение важны в любых отношениях, а в семье особенно. При этом большая часть ответственности лежит, конечно, на родителях, они в ответе, доверяют ли им их дети.
Принявшие участие в программе родители и дети, действительно пересматривают свое поведение. Учатся эффективно анализировать ситуацию и правильно оценивать психологическое состояние друг друга.

Реализация данной программы включает в себя семь этапов, то есть семь встреч с родителями и детьми раз в неделю. Во время карантина проект реализуется в онлайн-формате. С начала программы обучили 100 семей. Занятия проводят психологи школы, но прежде чем вступить в проект, они и кураторы также прошли подготовку. Обучали их представители одного из топовых вузов мира Oxford Brookes University. Родители признаются, что полученный в программе опыт действительно учит умело выстраивать отношения с детьми. Занятия проводились в разных формах, в том числе в игровой.

– Какова роль школьного психолога?

– К нему могут обратиться не только ученики, но также педагоги и родители. Причины могут быть разные: отношения с одноклассниками, плохое поведение дома и в школе, невнимательность, детская тревожность, излишняя увлеченность компьютерными играми. Но даже самый опытный специалист не справится с проблемой в одиночку. Простых решений в психологии нет, и результата без усилий тоже не будет. Стараться должны все: и дети, и родители, и учителя. То есть это коллективная работа.

– Случается, что родители не хотят идти на контакт?

– В нашей школе обучаются одаренные дети, их родители очень заинтересованы в образовании ребенка. Они активно интересуются его делами в школе, так что таких проблем нет. Но до этого я работала в обычной школе, и, к сожалению, подобные случаи не редкость. Предложение обратиться к специалисту, исходящее от классного руководителя или администрации школы, иногда воспринимается мамами «в штыки». В подобных ситуациях мы пытаемся развеять страхи и стереотипы. Порой достаточно одной встречи с родителями, чтобы их разубедить, иногда больше. Психологическая помощь не навязывается, она может быть оказана только на добровольной основе.

– Сегодня у подростков немало проблем, как помочь им?

– Новое слово буллинг обозначает распространенное в наше время явление – детскую жестокость. Такая проблема существует. Наиболее заметной она становится чаще всего у подростков. Именно в этом возрасте, усвоив определенные шаблоны поведения, например, поведение «жертвы», они могут следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявление агрессии оказывается эффективным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Буллингом называется повторяющаяся умышленная агрессия одних детей против других. При этом он бывает физическим (умышленные толчки, удары и прочее) и психологическим (жесты, запугивание, обзывание, вымогательство и прочее). В данной ситуации родители должны помнить, что не все дети могут и хотят рассказывать им о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется. Поэтому стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать. Если вас все-таки что-то тревожит, необходимо сходить в школу, поговорить с учителями, одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе, с кем общается и т.д.

– А если он «жертва»?

– Прежде всего, необходимо понять истинную причину поведения. Затем сообщить об этом учителю и психологу, чтобы сообща найти пути решения. В общении с ребенком важно, чтобы родители успокоили и поддержали его словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал». Ребенок должен знать, что есть люди, которые ценят и любят его. Это и есть родственные отношения.

Что же касается интернет-зависимости, то в этом случае родители должны понимать, что она возникает из-за дефицита общения. Если ребенку достаточно уделяется времени родителями, он посещает секции и кружки по интересам, непосредственно общается со сверстниками и взрослыми, то у него не возникает той самой эмоциональной пустоты, которую нужно заполнять компьютерными играми и интернет-общением. Но, изолировав от компьютера и телефона, нужно предложить взамен не менее интересное и эмоционально наполненное общение.

– Почему у нас к психологам не любят обращаться?

– Нерешительность, на мой взгляд, вытекает из боязни открыться, показать свои слабые стороны. Многие психологически не готовы менять что-либо в жизни, признавать свои ошибки, кардинально перестраиваться, смотреть вглубь себя. Это довольно болезненно, поэтому они продолжают жить, выстраивая психологические защиты, придумывая новые и новые оправдания тому, что происходит, отрицая проблему как таковую. И тут можно посоветовать только одно – признать наличие проблемы, увидеть реальное положение дел, правдиво говорить об этом, сначала самому себе, а потом и другим.

У психологов есть соблазн давать советы. Главная задача – помочь найти решение и ни в коем случае не навязывать своего мнения!

Нужно уметь принимать всех такими, какие они есть.

Каждый, если его принимают и понимают, легче идет на контакт.

Фото из архива НИШ
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top