Секрет шашбау

9 сентября 2021
0
3859

Гульдана Макзауова учитель музыки в школе № 47. В свободное от работы время создает колоритные ювелирные украшения, которые пользуются спросом у модниц всех возрастов. Ее этнические работы – шашбау, сырга, алка раскупают на ярмарке, куда она приносит свой товар.

А началось все в 2017 году, тогда Гульдана участвовала в конкурсе красоты и взяла гран-при. Ее пригласили в Алматы. Занимаясь подготовкой к конкурсной программе, она случайно зашла на барахолку, где увидела фурнитуру к национальным женским украшениям. Продавец объяснил, каждая девушка сама сможет собрать себе серьги или подвески.

Гульдана купила швензы, пуссеты и другие детали в нужном количестве. Дома нарисовала эскиз сережек и попробовала их собрать. Здесь требовалась особая усидчивость, немалое терпение, чтобы украшения получались красивыми, необычными и аккуратными. На конкурс она надела шашбау, собранное своими руками.

С тех пор увлечение не бросила. Наоборот, каждый вечер после работы спешила домой, чтобы сесть за любимое занятие. А когда накопилось много изделий, так что и дарить их было уже некому, вышла на ярмарку.

– Я сейчас работаю в школе, а когда-то была солисткой в Молодежном творческом центре, – рассказывает Гульдана. – Чтобы сценический образ получался полным, подбирала не только соответствующее платье, но и к нему самодельные национальные украшения.

Для работы нужны самые простые инструменты – плоскогубцы (разжимать кольца, зажимать кримпы или держатели для кулонов и т.д.), круглогубцы (делать петельки на пинах) и кусачки (откусывать лишнее). Также может понадобиться специальный клей (подойдет «суперклей» или клей на эпоксидной основе). Металлы и сплавы для изготовления фурнитуры для бижутерии не должны быть токсичными, раздражать кожу, окисляться, а гипоаллергенными, коррозионно стойкими, сохранять блеск и приятный цвет.

Чтобы создать ту или иную подвеску или серьги, Гульдана изучает историю казахских ювелиров. И там находит много интересных фактов.

– Оказывается, казашки всегда любили носить украшения, – рассказывает она. – Не трудно представить, что чувствовала невеста, когда надевала в день свадьбы до 10 килограммов разных серебряных вещиц. Но они служили не только для красоты. У каждой свой скрытый смысл. Чаще всего это обереги. Но было и практическое значение. Шашбау цепляли к косичкам девочек, чтобы слышать, что они рядом с домом играют. И ещё по звону шашбау узнавали характер. Если сильно гремят, значит с норовом. Если не слышно голос шашбау, значит спокойная.

Признак хорошего тона – дарить кольца. Существовало этикетное правило – женщина должна носить перстень, в противном случае еда, которую она приготовила, не будет считаться чистой. Непременно женщины носили браслеты, чтобы энергия не уходила из рук. Это еще можно объяснить тем, что большинство украшений делали из серебра, обладающего, как известно, лечебными, антисептическими и обеззараживающими свойствами. Уже через год после рождения девочке прокалывали уши и вдевали шелковую нитку. Богатым покупались украшения из золота и серебра, а бедные надевали серьги, височные подвески, выполненные из латунной проволоки. Но они у нее все равно были.

По мере взросления украшений становилось больше, а формы их красочней.

Будущая невеста носила серьги с изображением солнца, полумесяца, звезды или семян, зерен – символов плодородия.

Гульдана объясняет, что ее изделия покупают обычно, если девушка собирается выходить замуж. Старые традиции снова в моде. Обряд сырға салу делают торжественным и красочным. К серьгам покупают все необходимые украшения. И вместе с серьгами все это «вешают» на невесту. Как считает сама мастерица, носить шашбау, алка, может быть, в повседневной жизни не будут, но на память останется красивый обряд, запечатленный на видеокамеру. А еще покупают ее украшения к Наурызу. Берут, как правило, полный комплект. Старина в моде.

В приданое невесты включалось около 100 украшений. Они предназначались для подарков родственницам мужа.

Чем их было больше, тем благополучнее считалась семья. На второй день после свадьбы молодая супруга могла раздаривать свои украшения. Это считалось признаком хорошего тона.

Когда женщина умирала, с нее снимали все украшения, оставляли только серьги. Было такое поверье: если их нет, в уши заползет змея.

Мужчины в казахской степи тоже носили перстни, нагрудные медальоны и пояса, декорированные серебряными бляхами.

Женские украшения Западного региона – своего рода феномен ювелирного искусства. Взять хотя бы популярный браслет, соединенный цепями с кольцами. Такого рода браслеты есть в Индии, на Северном Кавказе, больше нигде в мире их нет.

Женщины-сватьи носили перстень на два пальца. Он символизировал единение двух семей. Раньше главы рода надевали огромные перстни, покрывавшие всю кисть руки.

У казахов были популярны височные подвески в форме пики. Считалось, они обладают охранным свойством. В старину, чтобы закрыть вышивку на груди женского платья, женщины надевали на шею объемные украшения. Чаще всего им был өңіржиек. Он, ко всему прочему, выполнял роль талисмана. Сделанные из золота и камней подвески сохраняли традиционные черты каждого времени. Они передавались из поколения в поколение, потому что изготовление подвесок было достаточно затратным делом. Подвеску можно удлинить, добавив к ней дополнительные секции. При изготовлении мастера использовали различную технику – литье, чеканку, штамповку и чернение.

Казахские национальные украшения подразделялись на съемные и те, что можно пришить к одежде. К последним относятся қапсырма – застежки, түйме – пуговицы различных форм, таңа – узорные пряжки. Камзолы, узорные безрукавки, пояса можно закрепить яркой застежкой. Сейчас это украшение редко используется в повседневной одежде. Қапсырма чаще всего надевают к свадебным нарядам в казахском стиле, сохраняя единую композицию с браслетом, кольцами и подвеской.

Фото автора и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top