Сегодня – дети, завтра – народ

29 августа 2019
0
213

Скоро Первое сентября – праздник, который всегда с тобой, сколько бы лет назад ни прозвенел для тебя последний школьный звонок. Это праздник, который объединяет самых разных людей: детей и взрослых, молодых и старых, учеников и учителей, студентов и преподавателей. Тех, кто сегодня пойдет в школу в первый раз и тех, кто учился много лет назад и сегодня возвращается уже со своими детьми или внуками, волнуясь подчас намного больше, чем они.

День знаний – это первый звонок, это цветы, это улыбки, белые фартуки и банты, встречи, пахнущие типографской краской новенькие учебники и тетрадки, в которых, конечно, не сделаешь ни одной помарки. Потому что Первое сентября – это как Новый год, когда все начинается с чистого листа. Это и есть новый год, только учебный.

Что год грядущий готовит учителям, родителям, ученикам?

Каждый раз, когда речь идет о каком-либо новшестве в образовании, вздрагивают все. В Казахстане, начиная с 2000-го года, республиканский госстандарт образования обновлялся много раз. И каждый раз речь шла не об изменениях в базовом содержании учебников, а о полном их переписывании. Они стремительно, без проверки на наличие фактологических, грамматических, стилистических ошибок, внедрялись в школы – чтобы быстрее освоить деньги, выделенные Всемирным банком. Ну а кто платит, тот и музыку заказывает.

В прошлом году все были шокированы учебником русского языка для седьмого класса и сказкой Людмилы Петрушевской про пызяву и бокру кудлатую. Эта сказка – такая лингвистическая забава. Вроде похоже на человеческую речь, но безо всякого смысла. Иногда кажется, что вся наша действительность похожа на эту пызяву: форма есть, а содержания ноль.

Разве не красиво выглядит основная стратегия обучения – умение ребенка думать и добывать знания самостоятельно? Но откуда ребенку знать, какие знания и откуда он должен их «добывать»? Для этого нужно для начала хотя бы заинтересовать его.

А разве не привлекательно выглядит образ нового школьника? Свободное владение тремя языками и технологиями, безупречная грамотность и умение употребить свои знания на практике. Для этого 12-летнее обучение и английский язык со второго класса. Опытные педагоги предостерегают: дети не будут знать ни одного языка, у ребенка вначале должно быть сформировано абстрактное мышление на родном языке, а уж потом должен вводиться второй язык. «Первый этап формирования такого мышления завершается где-то к девяти годам, – считает старший преподаватель кафедры международного образования и сравнительной педагогики университета Цукуба (Япония) Куаныш Тастанбекова. – Введение иностранного языка с его грамматической структурой, логической системой, стилистикой, фразеологизмами и т.д. нарушит процесс освоения обоих языков – как родного, так и второго. На выходе мы получим людей, которые не владеют ни одним языком в объеме, достаточном для того, чтобы ясно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Ссылки некоторых казахстанских экспертов на опыт Сингапура или Малайзии по введению обучения на английском языке несостоятельны. В Сингапуре английский язык – официальный, он – как русский в Казахстане. В Малайзии перед началом повсеместного внедрения в школах обучения на английском была проведена полномасштабная работа по подготовке учителей в педагогических вузах и повышению их квалификации на местах, были выпущены тысячи новых учебников и методических пособий. Но через пять лет в этой стране отказались от преподавания предметов на английском языке. Причина – у выпускников школ оказался очень низкий интеллектуальный уровень. Директор инновационного агентства Малайзии, отвечавшего за внедрение обучения на английском языке, сказал буквально следующее: «Мы не гордые. Коль допустили ошибку, то постараемся ее исправить, поскольку несем ответственность за нынешнее и будущие поколения малазийцев». У нас, я боюсь, казахский «намыс» и «уят» не позволят отечественным реформаторам признать ошибку.
Недавно уехали в Россию одни мои знакомые с тремя детьми. Все их здесь устраивало, кроме школьной программы. (В России, надо сказать, со школьными программами не намного лучше: тот же ЕГЭ, тесты, учебники с дурацкими заданиями, написанные на деньги Сороса, но все-таки не до такой степени) Это какая-то новая волна миграции: если раньше уезжали из-за незнания языка, работы, то теперь – из-за детей. И уезжают не только русские.

– Программы – не разбери-поймешь, вместо оценок – баллы, вместо обучения – птички в тестах, вместо классного журнала – электронный кунделик. У детей пропадает стимул – хорошие оценки, интерес к предмету. Ребенок приходит из школы издерганный, – рассказала мама семиклассницы Лены.

У учителей вдобавок к «бумажным» отчетам добавились электронные, которые они все равно должны потом распечатывать в бумажном варианте, причем за свой счет. У родителей вообще голова идет кругом от непонятных заданий в учебниках. Даже в начальных классах дети готовят всевозможные «презентации», «проекты» и пишут «эссе». Тот, кто составлял эти задания, хотя бы представляет себе, что такое эссе? Этот жанр не каждому взрослому по силам.

Многие эксперты считают, что реформы образования во всех странах бывшего СССР – это чуть ли не мировой заговор с целью оболванивания населения, для того, чтобы было легче манипулировать им. Прямо-таки, план «Ост» в действии. «Ни в коем случае не следует давать местному населению более высокое образование. Если мы совершим эту оплошность, мы сами породим в будущем сопротивление против нас. Поэтому вполне достаточно обучать местное население … только чтению и письму. Вместо нынешнего алфавита в будущем в школах надо ввести для обучения латинский шрифт», – так писал личный секретарь Гитлера Мартин Борман. А фюрер добавил: «…им достаточно знать знаки дорожного движения, чтобы не попадаться у нас на пути!»

Другие эксперты считают, что все намного проще – из нашей молодежи хотят создать общество потребления. Мол, снижение уровня общей культуры и школьного образования преследует экономические цели. Потому что образованный человек станет меньше покупать разных товаров, так как у него появятся другие интересы, кроме потребления.

В этом году в школьную программу 10-го и 11-го классов будет введена дисциплина по основам предпринимательства. Казахстанских школьников будут учить зарабатывать миллионы со школьной скамьи. Новый предмет ориентирован на практическую часть обучения. Второй в двухгодовой программе рассчитан на разработку и защиту собственной бизнес-идеи. Все будут миллионерами и потребителями?

… Несколько лет назад мне передали письмо моего отца Николая Евгеньевича Фокеева, учителя физики и математики со станции Казахстан (г. Аксай) своему ученику. Этот ученик хранил письмо учителя больше 60 лет и перед смертью просил передать мне. (Вообще, писем от учеников после смерти отца оставалось много. Как говорила мама – три рубля на книжке и три пачки писем в столе) В этом письме папка благодарит своего ученика, который служит в армии за «хорошее, теплое, душевное письмо» и пишет: «Наша учительская профессия в одном отношении очень нехорошая. Нехорошая тем, что в течение нескольких лет обучаешь ребят, возишься с ними и не заметишь, как полюбишь их, как своих детей. А ведь проходит время и надо расставаться. Первое время кажется, что чего-то не хватает, что-то потерял и думаешь – больше таких ребят не будет. Но незаметно привыкаешь к новым ребятам, и все повторяется снова. Но вас – ребят, которых так уважал, никогда не забыть».

Такие отношения учителя с учениками, учеников со школой могут быть, если образование назвать услугой и отделить обучение от воспитания?

Но педагоги продолжают делать свое великое дело обучения и воспитания будущего поколения. И далеко не все дети хотят быть миллионерами. Они – талантливые, любознательные – хотят знать, понимать, думать, совершать открытия и подвиги. И у них навсегда останется в душе благодарность людям, которые бескорыстно делились с ними знаниями, учили думать, помогали взрослеть и не пасовать перед трудностями.

Торжественные линейки в честь Дня знаний во всех школах Казахстана, несмотря на воскресный день, состоятся Первого сентября. Занятий не будет – в этот день пройдет Урок гражданственности и патриотизма. Экзамен по этому «предмету» принимает сама жизнь. Потому что сегодня они дети, а завтра – граждане, народ, государство.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top