С учётом степени риска

20 февраля 2014
0
1544

Каждое государство проводит работы по совершенствованию деятельности в области технического регулирования, стандартизации, аккредитации, метрологии, которые должны строиться на равноправной основе с учетом интересов каждого из государств – членов Таможенного союза.

В Таможенном союзе действует система технического регулирования, устанавливающая исчерпывающие требования по безопасности продукции, обращаемой на таможенной территории и минимальные административные барьеры, связанные с проведением оценки соответствия продукции установленным требованиям безопасности.

Активно ведется работа по разработке единых технических регламентов Таможенного союза на продукцию, включенную в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования. Данный перечень формировался с учетом степени риска причинения вреда продукцией.

Как мы знаем, с 1 июля 2013 вступили в силу 7 технических регламентов Таможенного союза:

– «О безопасности пищевой продукции»;

– «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

– «О безопасности зерна»;

– «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

– «Технический регламент на масложировую продукцию»;

– «О безопасности продуктов диетического, специального и лечебно-профилактического питания»;

– «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», являющиеся отдельными техническими регламентами на соответствующую продукцию, за исключением технического регламента «О безопасности пищевой продукции», который является горизонтальным.

В целях их плавного перехода решениями Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия) с момента принятия технических регламентов предусмотрены соответствующие переходные периоды (18 месяцев).

Данный период позволяет заинтересованным сторонам, в том числе производителям и субъектам аккредитации подготовить свою материальную базу, оснастить производство необходимым оборудованием, провести модернизацию, обеспечить соответствующими нормативными документами, для того, чтобы могли выполнять требования, которые установлены в технических регламентах.

Данный период достаточен для перехода на технический регламент Таможенного союза, поскольку, к примеру, в решениях о принятии технических регламентов, имеет место применение документов об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, выданные или принятые со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза и они действительны до окончания срока их действия, но не позднее срока, установленного решением Комиссии.

Если говорить о готовности Казахстанской Стороны к введению в действие технических регламентов на пищевую продукцию, то в рамках Планов мероприятий, необходимых для реализации технических регламентов Таможенного союза, Республикой Казахстан на постоянной основе ведутся подготовительные работы к их введению в действие.

Необходимо применение нормативных документов в области стандартизации, подтверждения соответствия по вопросам маркировки и государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.

Действия ТР «О безопасности пищевой продукции» не будут распространяться требования на молоко и молочную продукцию, поскольку это связано с отсутствием микробиологических нормативов безопасности в отношении молока и молочной продукции в приложении 2 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», а также невозможностью осуществления в полной мере идентификации молочной продукции (молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов) в соответствии с его требованиями.

Одним из отличительных моментов, определяемых техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», является то, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, обеспечивающие контроль производства пищевой продукции и, соответственно, безопасность самой продукции, но это не является требованием для обязательной сертификации системы ХАССП.

В рамках проводимых работ по подготовке к введению в действие ТР ТС, Национальным центром по аккредитации разработан План с целью реализации требований технических регламентов Таможенного союза. В соответствии с графиком субъекта, имеющие в области аккредитации продукцию, на которую вступают в действие технические регламенты Таможенного союза проводят актуализацию материалов аккредитации.

Всего на сегодняшний день в актуализированную казахстанскую часть Единого реестра ОПС и ИЛ по техническим регламентам Таможенного союза по состоянию на 18 июня 2013 года включены 39 ОПС и 94 ИЛ, актуализированные на соответствие ТР ТС.

Среди субъектов аккредитации представителями Национального органа по аккредитации на постоянной основе также проводятся разъяснительные работы по проблемным вопросам, связанными с актуализацией материалов аккредитации во всех регионах Республики Казахстан.

Н. Антонова,
специалист 1 категории

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top