Родная земля – колыбель моя

15 декабря 2016
0
2366

Давно я не видела таких горящих молодых глаз и неподдельной заинтересованности. Они буквально ворвались в редакцию. У одних в руках огромный альбом с фотографиями и описанием истории парка культуры и отдыха, у других – газетные полосы со статьями.

– Мы – команда туристов из Чапаево, участники областной краеведческой олимпиады, – объяснили ребята. – У нас задание – рассказать об истории парка культуры и отдыха. Расскажите, что знаете про парк: когда, кем был основан, что там происходило интересного? – торопил руководитель группы Дулат Шамелов.

Время поджимало: на поисковую работу давалось полдня, а за окном уже темнело. Они уже успели обежать парк, сфотографировать, поговорить с руководством парка, выпросить там альбом с фотографиями, побывать в музее «Старый Уральскъ», получить информацию и материалы от его директора Геннадия Мухина. Полученные материалы нужно было еще изучить и подготовиться преподнести их так, чтобы было интересно всем – и участникам областной краеведческой олимпиады, и членам жюри.

Все сведения они должны были добыть сами, своими ногами добежать, своими глазами увидеть, сфотографировать, прочитать и своими ушами услышать. Сведения из Интернета на конкурс не принимались.

В этот день двенадцать групп ребят метались по городу и удивляли работников музеев и краеведов своим неподдельным интересом и озадачивали множеством вопросов.

Это был последний конкурс олимпиады, которую уже в четвертый раз проводит краеведческий отдел областного Центра детско-юношеского туризма и экологии при поддержке библиотеки имени Есенжанова.

В олимпиаде «Родная земля – родная колыбель» в честь 25-летия Независимости Казахстана приняли участие двенадцать команд из двенадцати районов области, всего 60 учащихся 7-9 классов – победители районных, городских олимпиад и лучшие представители организаций дополнительного образования туристских объединений. Не приехала только команда юных туристов из Сырымского района.

Четвертая областная олимпиада «Родная земля – родная колыбель», вызвала неподдельный интерес и азарт у ее участников, почти все конкурсы проходили в виде игры, и организаторы олимпиады подошли к этому творчески.

Три дня ребята соревновались в знании истории родного края. В первом туре конкурса каждая команда должна была ответить на вопросы, касающиеся истории области, археологии, топонимики, истории Великой Отечественной войны, памятников. Этот тур включал вопросы по этнографии – быта, традиций и обычаев – литературного краеведения, истории независимого Казахстана, всего 120 вопросов. В этом конкурсе участвовали по четыре человека от каждой команды. Ребятам задавали устные вопросы экологи, музейные работники, ветераны туризма, например, какое животное нашей местности – ровесник динозавра, какие птицы приносят пользу и т.д.

Во втором туре – краеведческом марафоне «Топжарған» – участвовали команды в полном составе. Капитаны, как на экзамене, вытаскивали вопросы: по фотографиям, рисункам определить местонахождение того или иного здания, памятника, дать исторические справки, указать расположение мемориальных досок, по легенде определить, о каком памятнике архитектуры идет речь. Вопросы касались истории, культуры, литературы, экологии.

Ну и, пожалуй, самым интересным и азартным был третий тур, поисковый – «Сырсандық». Каждая команда вытаскивала билет с заданием. А задания были одно интересней другого. Дать полное описание Красной мечети и ее истории, дать полную характеристику Центра Кадыра Мырза Али (кто автор проекта, когда открыт, какие культурные объекты в нем располагаются). Узнать, чтобы потом рассказать все об Атаманском доме, о его архитектуре, о людях, которые там жили или останавливались, какие учреждения и в какие годы там располагались.

Кому-то надо было собрать материал о Маншук Маметовой и ее подвиге, кому-то – о пожарном деле в Уральске, кто-то изучал и описывал редкие экспонаты музея железнодорожников и историю строительства железной дороги в нашем крае. А когда и кем было образовано Букеевское ханство? А какие здания сохранились в бывшей Ханской ставке? А какие реформы проводил Жангир хан? А где в Уральске находится здание бывшего Казачьего правления? Какие учреждения в нем располагались за все эти годы?

Не каждый взрослый житель города смог бы ответить на все эти вопросы. Но ребята справились. При этом сведения, взятые из Интернета, не принимались и не оценивались.

– На презентации по результатам своей поисковой работы (она состоялась на следующий день), у выступающих просто от зубов все отскакивало – так они четко все рассказали и показали, – рассказывает руководитель музея Центра детского туризма Гульбагира Атаниязова.

Время на защиту каждой презентации было ограничено – семь минут. Но некоторые ребята рассказывали и отвечали на вопросы так интересно, что на нарушение регламента не обращали внимания.

– Мы, конечно, предупредили работников музеев, библиотек, предприятий, чтобы они были готовы ответить на вопросы детей и дать им возможность поработать с документами и материалами, – объясняет руководитель отдела краеведения областного Центра детско-юношеского туризма и экологии Куралай Кайрлиева. – Выполнение задания защищалось через презентацию одним человеком от команды. В презентации должны были быть представлены документальные материалы, фотографии, слайды. Жюри оценивало выступления по степени раскрытия задания, новизне, разносторонности, актуальности, грамотности изложения.

Лично мне было приятно, что победу в этой номинации одержали именно те ребята, которые вечером, уже раздобыв множество материалов, пришли еще и в редакцию расспросить о городском парке культуры и отдыха.

– Некоторые сведения о парке даже для меня стали открытием, – призналась Гульбагира Атаниязова, много лет проработавшая в музеях города. – Большую помощь всем ребятам в этой работе оказали местные краеведы, сотрудники музеев и библиотек, – отметила она. – Никому не отказал в помощи директор музея «Старый Уральскъ» Геннадий Леонидович Мухин. А вот сотрудники областного музея оказались не на высоте. У одной из команд было задание – рассказать о казахстанском космонавте, Герое Казахстана и России Талгате Мусабаеве и о его посещении Уральска. Так в областном краеведческом музее им сказали, что ничего об этом не знают, и Талгат Мусабаев никогда в Уральске не был!

В общекомандном зачете первое место заняла команда юных туристов из Зеленовского района, второе заняли бурлинцы, а третье – завоевала команда Акжаикского района, победившая в номинации «Сырсандық».

Лучше всех домашнее задание выполнили ребята из Зеленовского и Бурлинского районов. Их отчеты об экспедициях по району, описание его флоры и фауны, история своего края были выполнены не только профессионально, но и с любовью. Бурлинцы описали встречи с ветераном войны и труда нефтяником Мухтаром Бокаевым, который, несмотря на возраст, принял участие в походах, провел ребят по интересным местам района, рассказал им об истории открытия месторождения Карачаганак. «Оказывается, в нашем районе есть калиевые и магниевые соли», – делятся своим открытием дети, исследовав окрестности поселка Бестау. Здесь они исследовали растительный мир и собрали палеонтологический материал – коллекцию горных пород: белемниты («чертовы пальцы»), мелкие раковины моллюсков, что свидетельствует о том, что миллионы лет назад на этом месте было море. На фотографиях – старые скважины, которые бурили много лет назад на предмет выявления полезных ископаемых.

– Бурлинские и зеленовские школьники провели несколько экспедиций и грамотно оформили маршрутные листы, – показывает их отчеты Куралай Жаунбаевна.

Сегодня Центр детско-юношеского туризма объединяет более пяти тысяч школьников области, которые занимаются краеведческой работой при своих сельских и городских школах.

Гульбагира Атаниязова считает, что этого мало.

– В городе 48 школ, то есть порядка 40 тысяч детей, но краеведческой работой охвачены только две тысячи. А ведь наши кружковцы имеют возможность бесплатно отдохнуть в наших лагерях и турбазах, совершать походы, участвовать в экспедициях, и не только в Приуралье. Два года назад наши воспитанники побывали во Ржеве, познакомились там с поисковиками и приняли участие в перезахоронении 363 солдат, погибших подо Ржевом в годы Великой Отечественной войны, – сказала Гульбагира Ерсаиновна.

– Участие в краеведческой работе – это лучший способ воспитания патриотизма, уважения к истории, культуре, обычаям и традициям народа, – считает Куралай Кайрлиева. – Кроме того, это помогает выявить школьников, обладающих способностями к творческой, поисково-исследовательской деятельности.

Фото предоставлено ЦДЮТЭ
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top