«Рисовать» волшебные картины

26 января 2023
0
3591

Адлет Азбаев виртуозно владеет древним казахским национальным инструментом кыл-кобыз. Исполняет традиционные кюи, а также современные произведения с оформлением эстрадной аранжировки. Лауреат международных конкурсов, он играет на инструменте на разных локациях – на берегу моря, в горах и туристических местах. Также Адлет один из лучших дирижеров Казахстана. В рамках своего проекта он сотрудничает с оркестрами разных городов. Не так давно жители Уральска смогли увидеть его проект ADILET FOLK SHOW, концерт прошел на сцене ДК «Атамекен». В этот раз под его руководством играл западноказахстанский оркестр народных инструментов им. Даулеткерея.

Военный музыкант, инструктор-сержант, старший музыкант центрального ансамбля Министерства обороны Вооруженных сил РК Адлет Азбаев часто работает в качестве приглашенного дирижера с различными коллективами страны. Впервые концерт ADILET FOLK SHOW уральцы могли увидеть 26 ноября, но по многочисленным просьбам, его повторили в декабре. Дирижер признается: от работы с уральским оркестром у него остались теплые впечатления.

– Это замечательный, яркий коллектив, в котором играют профессионалы высокого уровня. Мы очень хорошо сработались и даже договорились с руководством о сотрудничестве на перспективу. Уверен, что у нас будет ещё не один совместный проект, – рассказал Адлет. – Оба концерта в вашем городе прошли с аншлагом. Во второй раз даже выставили дополнительные стулья. Это говорит о том, что зритель тянется к высокой культуре, к духовности. Большое преимущество города в том, что здесь прекрасный зал, с хорошей акустикой, я имею в виду ДК «Атамекен», где мы и выступали. Адлет Азбаев – талантливый, яркий исполнитель. Виртуозно владеет древним казахским национальным инструментом кыл-кобыз. Лауреат международного фестиваля творческой молодёжи «Шабыт», лауреат международного конкурса им. Коркыт, лауреат республиканских конкурсов им. Курмангазы, им. Таттимбета, XXV конкурса молодых исполнителей, им. Нургиса Тилендиева, «Мәңгілік сарын».

Профессиональный музыкант извлекает из инструмента поистине волшебные звуки, которые могут затронуть самые тонкие струны души и подарить незабываемые впечатления и море положительных эмоций.

Он родился 12 сентября 1988 года в Жезказгане, а в 1998 году его семья переехала в Алматы. Его отдали в специализированную музыкальную школу им. Ахмета Жубанова для одаренных детей. Он сразу выбрал кобыз. Почему именно его, понимал уже в юном возрасте.

– Мне понравилось его звучание. Он меня буквально околдовал своим чарующим голосом. Это сакральный инструмент, у него очень необычный тембр. Раньше казахи использовали его в ритуальных, больше шаманских обрядах. И до сих пор в нем сохранилось магическое звучание, которое захватывает, – рассказывает Адлет.

Он с детства увлекался музыкой, играл на домбре, пел. Позже со своим педагогом по специальности Адлет перевелся в музыкальную школу им. Куляш Байсеитовой и окончил ее по двум специальностям – кыл-кобыз и теория музыки. Затем поступил в Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы по классу оркестровое дирижирование. Звучание оркестра его тоже влекло с юного возраста.

– И не случайно, ведь я уже тогда, скорее всего, видел все разнообразие тембров музыкальных инструментов, их огромные возможности. Оркестр звучит как один большой инструмент, у которого неограниченные возможности, из которого можно извлекать волшебные звуки, образно говоря, рисовать волшебные картины. И именно дирижёр стоит во главе всего этого таинства, поэтому я всегда хотел быть дирижером. Вообще-то принято считать, что дирижерской профессией обычно овладевают во второй половине жизни. Но, к моему счастью, я стал дирижером гораздо моложе. И к 34 годам уже успел поработать со многими оркестрами страны.

Адлет вспоминает случай из своего детства. Когда он учился в 4 классе музыкальной школы им. Ахмета Жубанова, в кабинет, где он занимался, вошел знаменитый дирижер Жалгасбек Бегендиков, тогда он был главным дирижером Казахского государственного фольклорно-этнографического оркестра народных музыкальных инструментов «Отырар сазы». И он заметил, как мальчик старательно играет на кобызе, и подошёл к нему.

– Он почему-то обратил на меня внимание и попросил даже подирижировать, я выполнил его просьбу. И тогда он сказал, что однажды я стану дирижером. Тогда я, конечно, не придал этим словам большого значения, но спустя много лет просто вспомнил этот случай. И его фраза оказалась пророческой.

Адлет объясняет: дирижерская профессия кажется легкой. Визуально на самом деле ничего сложного, но в этой профессии скрыт огромный труд и большая ответственность, требующая глубоких знаний, как в теории музыки, гармонии, умении слушать, знании психологии, педагогики, наличие организаторских качеств.

– Самое главное качество дирижера – умение влиять на музыкантов. Мало иметь свое личное мнение, определенное отношение к произведению, которое собираетесь исполнить, нужно еще уметь убедить людей и повести за собой музыкантов, – рассказывает Адлет.

Будучи студентом консерватории им. Курмангазы, он параллельно работал музыкантом, кобызистом в оркестре «Отырар сазы», основателем которого является Нургиса Тлендиев. А его первая дирижерская практика – это камерный оркестр казахских народных инструментов «Акжауын», художественный руководитель Секен Турысбеков, знаменитый композитор, кюйши. В этом оркестре Адлет проработал около трех лет главным дирижером.

Каждый дирижер ставит себя в музыкальном коллективе по-разному, и большинство педагогов учат быть дирижеров властными, стоять над оркестром. У Адлета иная позиция – он дипломат. Понимает, что дирижер касательно знаний должен стоять выше и обязан больше знать, в большем разбираться, но для него важно, чтобы музыкант становился соратником и творил с дирижером вместе.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top