Река гибнет

16 февраля 2023
0
3385

Условия формирования половодья 2023 года в бассейне Урала пока складываются исключительно неблагоприятные: в Западно-Казахстанской области снежный покров практически отсутствует в прежнем понимании этого слова. В других частях бассейна положение либо такое же, либо чуть лучше.

Согласно прогнозам, в конце февраля – начале марта снег всё-таки выпадет. Но даже от возможных больших снежных осадков толку будет мало: осеннее увлажнение 2022 года оказалось значительно ниже нормы. Не исключено, что половодье снова будет намного меньше средних многолетних величин.

В прошлом году максимальный весенний горизонт 29-30 апреля составил 395 см над нулём графика Уральского водомерного поста. 27 мая он понизился до отметки 197 см, но затем произошло неожиданное: в начале июня в районе Уральска вода поднялась на полметра. 11 июня уровень Урала в черте города составил рекордную для начала лета величину – 240 см!

Пошли разговоры о «сбросах из Ириклинского водохранилища»: мол, договорились мы с Россией, и «они сбросили». Полнейшая ерунда. Сбросы из Ириклы в мае – начале июня составляли всего лишь 15 кубометров в секунду. Это так называемый минимальный, санитарный сброс. Резкий подъём воды вызвали обильные дожди в бассейне главного притока Урала – Сакмары.

Вообще 2022 год выдался уникальнейшим. Скромное половодье, но высокие уровни в июне-июле и даже августе-сентябре, когда обычно наступает межень. В результате на Урале сложились отличные условия для судоходства. Впервые за много лет никакой дноуглубительной техники на участке Уральск – Барбастау не было. Теплоходы с дачниками проходили свободно. Повезло. Но повторится ли везение?

Строго говоря, «отличные условия» следует понимать с оговоркой: когда работает путейский флот, обеспечивая не только дноуглубление, но и дноочищение. Когда судовой ход кишит карчами, это опасно для судов даже при больших летних уровнях.

Беда в том, что созданное в августе 1996 года Республиканское государственное казённое Уральское предприятие вод-ных путей после многочисленных реорганизаций превратилось в Урало-Каспийский филиал РГКП «Казахстан су жолдары». С модной сейчас оптимизацией.

Если раньше уральские путейцы обслуживали участок Урала от Рубёжки до Индера (623 км), то теперь им на попечение оставлены 40 км: участок от Уральска до Барбастау (27км) и дальше вниз до Гребнёвского и Погромного яров. Сокращён флот предприятия.

Атырауские путейцы ныне обслуживают участок Урала только в черте Атырау и Урало-Каспийский канал. Огромный участок реки оказался БРОШЕННЫМ. Здесь нет ни дноуглубления, ни дноочищения. Не убираются упавшие на берега после половодий деревья.

Бывший капитан Уральского речного пароходства, ныне заместитель директора ТОО «Судоремонтный завод» Николай Свитич в июле 2021 года на теплоходе «БТМ-3» доставил в Атырау два малых пограничных зенитовских катера. Свитич просто страшные вещи рассказывает:

– Вода падала стремительно. В Боевом яру судовой ход вообще изменился. Ходили на лодке. Промеряли, сами ставили обстановку – кое-как прошли. Легкачём! А ведь раньше здесь в это же время суда с грузами ходили! Сегодня Урал превратился в огромный дровяной склад. Особенно худо дело в Горячкине, Мергенево, Котельном, Сазачинском яру… Не дай Бог, всё это загорится. Деревьями завалены не только берега и острова. Карчей полно в судовом ходу. Такого я ещё не видел.

Если 2023 год будет маловодным, без хотя бы среднего (500-600 см) половодья, то положение и вовсе станет катастрофическим. Урал очень скоро повторит судьбу Чагана и Деркула, которые в своих низовьях превратились в зловонные клоаки. Эти притоки, некогда «самые рачьи реки в мире», заилены, замусорены, завалены карчами (особенно Деркул), выделяющими при гниении углекислый газ.

Вместо разгрома Урало-Каспийского филиала необходимо его усиление новой техникой, штатами. Сокращение судоходства – не повод валять дурака. Пора перепрофилировать предприятие, добавить ему ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ функцию. Пусть путейцы по согласованию с природоохранными органами чистят затоны (в том числе Учужный!), старицы, низовья притоков Урала, убирают топляки, следят за рекой, как это было в советское время.

Работы путейцам хватит на десятилетия – настолько запущен Урал! Правильно в народе говорят: ломать – не строить.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top