Регресс на Урале

22 июня 2017
0
3735

Люди стояли на берегу разлившегося Урала напротив Учужного затона и ждали лодку. Вот на другом берегу замаячила чья-то фигура. «Эй, лодку давай!» – радостно закричали дачники. Но фигура безмолвно замерла. Так и есть. Это тоже садовод, он тоже хочет переправиться, а лодочника нет. Его телефон был выключен. Вот так мы и стояли почти два часа, пока не появился наш перевозчик…

Что случилось? Почему обычное вроде бы дело – пассажирские перевозки по Уралу – превратились в трагикомедию? Почему уже трижды, причём дважды по воскресеньям, в недавно начавшуюся навигацию ломался буксир-толкач «Ангара»? Из-за этого толпы дачников направлялись к устью Учужного затона занимать очередь на лодочную переправу. Куда всё это делось – два дебаркадера, пассажирский флот, вообще Уральское речное пароходство?

Когда рассказываешь мальчишкам и девчонкам, что совсем недавно ходил по Уралу двухпалубный комфортабельный пассажирский красавец-теплоход «Москва», флагман Уральского пароходства, они не верят: неужели, говорят, такое было?

«Москва», на которой, кстати, работал буфет, не только перевозила пассажиров. На ней устраивались экскурсии, дискотеки, выпускники уральских школ по традиции именно на этом судне встречали первый рассвет взрослой жизни. А как было здорово прокатиться на скоростной «Зарнице»! Были ещё «Громов», «50 лет ВЛКСМ» (прежнее название – «Марфино»), глиссирующий теплоход «Заря», «СПВ-1», «Речной», суда на подводных крыльях «Радуга» и «Беларусь». На Учужный теплоход ходил через каждый час, стоимость проезда – 10 копеек. Помните, земляки?

Сегодня – лодки, дышащие на ладан, всё чаще ломающиеся колымаги, набившая оскомину тягомотина с выделением речникам дотации на пассажирские перевозки, забастовки обиженных задержкой зарплаты экипажей судов, жалобы ещё более обиженных садоводов в горакимат и СМИ на наплевательское к ним отношение…

Вместо единого и мощного Уральского речного пароходства – расплодившиеся на «рыночной волне» мелкие частные «судоходные компании», которые грызутся между собой из-за остатков профуканного ещё в 90-е годы флота. «Москву» продали на Волгу, «Речной» – в Атырау…

Господа-товарищи! 21-й век на дворе, век новых технологий и прогресса. Куда катимся?

И вдруг в этой мгле забрезжил луч света: в сентябре 2014 года в ТОО «Судоремонтный завод» был спущен на воду комфортабельный пассажирский теплоход, построенный на этом предприятии на базе советского проекта Р118 «Фонтанка». Накануне церемонии спуска встретил бывшего заместителя главы городской администрации Светлану Анищенко. Узнав, куда я еду, она искренне порадовалась, ведь теперь наши дачники снова станут ездить на комфортабельном теплоходе!

Вынужден был разочаровать Светлану Николаевну, а затем и других уральцев: «Фонтанка» построена по заказу акимата Атырауской области. Кстати, ТОО «Судоремонтный завод» регулярно строит для атыраусцев паромы, земснаряды, насосные станции… А нам, западноказахстанцам, неужели не нужна такая техника, особенно пассажирские суда?!

Неоднократно в 2014-2015 годах обращал на это внимание местных властей. Один ответственный работник сообщил, что денег на постройку для города комфортабельного судна нет.

– Мы можем хоть «Москву» построить, для этого есть все возможности. Было бы финансирование, – говорит директор судоремонтного завода Владимир Самсонов.

Вспоминаются события 1989 года, когда я работал сотрудником Государственного архива Уральской области. К нам приехала комиссия из Алма-Аты. После завершения работы проверяющие размышляли, как им лучше провести свободное время. Посоветовал гостям прокатиться по Уралу до Козинского и обратно на теплоходе «Москва». Эффект был потрясающий:

– Театры и музеи есть и в других городах, но там нет Урала. Мы восхищены поездкой, вашей рекой, прекрасным обслуживанием. «Москва» – просто класс! Спасибо!

Такой отзыв действительно дорогого стоит. Особенно сегодня. Этот теплоход был брендом Уральска!

А вот ещё один показательный случай. В 1993 году случилось страшное наводнение. Дачи затопило, и «Москва» стояла на приколе у дебаркадера. Пришедший сюда очень крутой бизнесмен из Костаная был поражён:

– Наводнение? Но почему простаивает теплоход? Плачу 500. Поехали!

Речники прокатили гостя вверх до старого моста и обратно.

– Так вот он какой – Урал. Красота! Когда приеду, всем буду рассказывать! А «Москва», наверное, большую прибыль приносит?

Его бы устами да мёд пить. У нас тут такие «прибыли», что карманы до самой земли оттягивает.

Послышались долгожданные всплески вёсел: лодка! Мы радуемся, как дети. И вдруг одна девушка чуть не всплакнула:

– На «Москве» всё моё детство прошло. Я помню светлый салон с музыкой, стариков, играющих в мягких креслах в карты, лимонад и пирожки из буфета…

Да, ностальгия! Однако, пора. И мы поехали на лодке навстречу техническому прогрессу…

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top