«Радуга»: шагнуть в эпоху Возрождения

27 июля 2017
0
1922

В стенах научно-образовательного комплекса КазИИТУ организована передвижная выставка копий знаменитых картин из Третьяковской галереи «Радуга». Её история берёт начало в 2010 году. Именно тогда в России стартовал этот проект. Репродукции выставляются в 60 регионах России, в том числе в Самарской области.
«Радуга» является культурно-образовательной программой. Посетить выставку могут все желающие. Не секрет, что для большинства людей знакомство с мировыми коллекциями, пусть даже репродукциями, не представляется возможным. «Радуга» помогает восполнить этот пробел.

Но каким образом передвижная выставка оказалась в Уральске?

Дело в том, что в 2012 году по инициативе учредителя НОК КазИИТУ, академика Аксерика Айтимова заключен договор о сотрудничестве с учредителями упомянутого проекта. Академик случайно попал в самарский выставочный зал «Радуга». В то время он вел деловые переговоры о продолжении сотрудничества с Аэрокосмическим университетом им. Королева – с ним университет поддерживает отношения уже 19 лет. Увидел репродукции и попросил, чтобы их привезли в Уральск. Убедил, что в КазИИТУ есть для этого подходящий зал.

Важно, что в рамках проекта необходимо соблюсти два обязательных условия. Согласно первому, выставочный зал должен именоваться так же, как и все выставочные залы России, – «Радугой». Второе условие – выставка бесплатная.

Познавательную экскурсию проводит проректор по научной работе Гаухар Ермеккалиевна Каирлиева: «Несколько выставок были посвящены картинам русских художников Шишкина, Репина, Кустодиева, Серова. Отдельно – женскому портрету. Представлялись копии работ итальянского художника Рафаэля Санти. Привозили репродукции работ Винсента Ван Гога. Каждая экспонируется около трех месяцев.

В этот раз выставлены репродукции картин художников эпохи Возрождения Тициана, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Всего 8 работ. В том числе известная «Джоконда». Надо отметить, что подлинник находится не в Третьяковской галерее, а в Лувре. Но в Третьяковке очень хорошая копия. Оригинал картины несколько меньше, чем репродукция. Мне удалось побывать в Париже и видеть этот шедевр.

Напротив нее «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Это одна из самых знаменитых и любимых всеми картин. Произведение, написанное в 1482-1485 гг., стало символом итальянской живописи 15-го века.

Обнаженная Венера плывет по морю на морской раковине. Слева от нее летят боги ветров, справа, на берегу, Венеру встречает с одеждами в руках нимфа. Под ее ногами цветут фиалки – символ обновления природы.

Рождение Венеры – это рождения любви, наивысшей добродетели и духовной красоты, которая является движущей силой жизни. В позе Венеры очевидно влияние классической греческой скульптуры: богиня стоит, опираясь на одну ногу, целомудренно прикрывая наготу. Картина уникальна еще и тем, что является для Тосканы первым примером живописи на холсте.

Для чего КазИИТУ присоединился к проекту «Радуга»? Конечно, чтобы приблизить горожан, а в первую очередь своих студентов, к великому искусству. В учебном комплексе обучается более 14 тысяч человек. Стоит отметить, что Уральск – единственный город в Казахстане, который принимает такие выставки.

В зале стоят мольберты: музей к тому же является мастерской студентов, обучающихся на факультете дизайна.

Выставка поделена на две части. Во второй – фотографии древних храмов и соборов России. Благовещенский монастырь в городе Муром основан в 1553 году Иваном Грозным. Он посетил Муром за год до этого, во время похода на Казань. Монастырь возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. По церковному преданию, ее возвел святой блаженный князь Константин (Ярослав) Святославич (1096-1123). С именем этого князя связано крещение Муромской земли. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного было положено рядом с храмом. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма. Благовещенский монастырь закрыли в 1919 году, но братия, поселившись в Муроме, продолжала служить в соборе.

Успенский собор во Владимире – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12-го столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18-х веков».

Гаухар Ермеккалиевна подробно рассказывает о работах, останавливается на деталях. Она надеется, кто-то заинтересуется и посмотрит выставку:

«Я сама имела возможность посетить многие великие музеи мира. В том числе Третьяковскую галерею, поскольку училась в Москве; музей Пушкина, Эрмитаж. Мне посчастливилось: была два раза в Дрезденской галерее, в Лувре. Все музеи и выставочные залы обошла в Праге. Где бы я ни была, в первую очередь иду в музей.

Говорят, у молодежи нет интереса к искусству. Я не согласна, просто нужно им подносить информацию интересно. Помогает в этом интернет.

«Гений чистой красоты» — так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Рафаэль писал мадонну с реального человека, вероятно, с собственной любовницы. Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал с Маргариты Лути. По мнению историка Сергея Стама, в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога.

Лоб младенца по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом…»

Рассказывать о каждой картине Гаухар Каирлиева может долго и увлекательно. Поэтому посетить выставку репродукций обязательно стоит.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top