Путешествие из Уральска в Актау

6 декабря 2016
0
1248

Многие из уральцев, да и что скромничать, даже казахстанцев, хоть раз в жизни, да побывали на море. Но море это обычно зарубежное, а кто может похвастаться тем, что «забугорному» океану предпочел наш, Актауский Каспий, который находится так близко и так доступно? Благодаря авиакомпании QAZAQ AIR журналистам из Уральска выпала возможность в течение двух дней походить по морскому побережью, понаблюдать за перелетом лебедей и узнать, что же для рядового жителя Актау является обыденностью, а для неискушенного уральца — диковинкой?

Забегая вперед, хочется отметить, что начало и конец поездки были несколько омрачены впечатлением от нашего аэропорта. Казалось бы, Уральск — областной центр, аэропорт которого обслуживает все казахстанские авиалинии, должен иметь как минимум косметический ремонт. Но общий вид здания создает не то чтобы смешанные чувства, а как будто переносит тебя во времена перестройки и разрухи 90-х. Обшарпанные стены, металлические потолки и даже поломанные сиденья создают общее впечатление серости и унылости города в целом. Стыдно становится не только перед самим собой, но и за весь город, ведь иностранцы, ожидающие пересадки на другой самолет, видят не современные терминалы и залы ожидания, а сталкиваются с банальным отсутствием wi-fi, который иногда просто жизненно необходим для гостей нашего небольшого, но уютного города. Позже мы еще сравним аэропорты Атырау и Актау, но в защиту Уральска хочется сказать, что директор аэропорта пообещал в 2017 году начать ремонт главного терминала на средства КПО, но, как выяснилось, этот вопрос еще до конца не решен.

Вылетев из Уральска самолетом Bombardier, перед нами открылись виды рек и озер, красоту которых невозможно передать через фотографии. С головокружительных высот видны небольшие вершины, луга, поля, реки, озера и долины, о наличии которых, не взлетев на несколько десятков километров, трудно даже догадаться. Получив массу впечатлений от вида облаков и природы, мы приземлились в Атырау.

И тут хочется вновь вернуться к теме аэропортов. В Атырау самолет встретил большой автобус, который отвез пассажиров от самого трапа до дверей терминала. По сравнению с Уральском создается впечатление, что ты прилетел не в соседний Атырау, а как минимум в небольшой европейский город. Везде камеры видеонаблюдения, охранники и обслуживающий персонал, который непременно поздоровается с любым посетителем, проходящим мимо. Удивила также система безопасности: если в здание Уральского аэропорта может зайти любой человек, то даже при выходе из аэропорта Атырау невольно задумаешься, а «нужно ли мне это, если мой следующий рейс всего лишь через 40 минут?». Ведь кроме рамки металлоискателя и сурового охранника при входе находится рентген, в который нужно загрузить абсолютно все свои вещи, включая ремень от брюк и прочие металлические предметы. Дождавшись своего рейса в холодном фойе, Bombardier направился вместе с небольшой делегацией журналистов до нашей финальной цели — города Актау.

В полете пассажирам авиакомпании QAZAQ AIR предоставляются прохладительные напитки, а заботливые бортпроводники сообщают об интересных видах за окном иллюминатора. Едва успев насладиться бескрайними просторами морской глади, самолет прибыл в свою воздушную гавань — аэропорт города Актау.

Необходимо отметить, что в Актау нет железнодорожного вокзала. Но зато есть прямое ж/д сообщение из Астаны до станции Мангышлак, а с вокзала можно на такси или автобусе добраться до самого города. Это занимает примерно полчаса и стоит не дороже 200 тенге с человека, если, конечно, найдете такси.

По своим оснащенности и отношением к клиентам аэропорт Актау ничем не уступил своему соседу — городу Атырау. Водители же, видя неместных, пытались поднять цену до 6000 тенге, но положение спас один из известных сервисов онлайн-заказов: всего за 2000 тенге мы добрались до города. При планировании поездки заранее созванивайтесь с арендодателями, либо посмотрите объявления на местных сайтах – это убережет ваши нервы и время, но снять квартиру не проблема и на месте. Нам удалось найти двухкомнатную квартиру на побережье Каспийского моря за 8000 тенге в сутки, хотя многие не скромничали, задирая цены и до 12 000 тенге. Прибыв по указанному адресу, мы столкнулись с проблемой, о которой нас предупреждали перед вылетом — дефицитом пресной воды. Убедились в этом, когда хозяйка квартиры переписала показания счетчиков и выделила нам по 150 литров воды в день. Для нас это дико, а для них — в порядке вещей.

Актау — маленький город, где все расположено в шаговой доступности друг от друга. В городе отсутствуют названия улиц – есть лишь цифровое обозначение микрорайонов и домов. За счет этого и благодаря компактности микрорайонов вы уже на второй день сможете спокойно ориентироваться на местности. К тому же в городе очень дешевое такси (200 тенге в любой конец). Немного ознакомившись с картой Актау, отправились на изучение местных достопримечательностей. Решив не пользоваться транспортом, передвигались по городу пешком. Самое главное, что сразу бросилось в глаза, — это даже не отсутствие травы, а земляного покрова в целом. Палисадники и клумбы покрыты песком, из-за чего в городе практически полностью отсутствует мелкая растительность.

Что же является самым важным для утомленного путешественника в дальних странах? Море! Поэтому именно с него мы и начали свой беглый осмотр города. Нельзя сказать, что Актау хорошо приспособлен для туристов. Вообще-то их здесь мало, а большинство приезжих – это нефтяники и газовики, которые обслуживают месторождения богатого природными ресурсами полуострова Мангышлак. Впрочем, городской пляж в Актау есть, и хоть он совсем небольшой, для купания вполне пригоден: песчаный пляж и расчищенная береговая полоса могут гарантировать приятное купание в теплом Каспии без страха переломать ноги на огромных камнях. На территории города, а побережье входит в него, запрещено жарить шашлыки, распивать спиртные напитки, мусорить, бросать окурки на землю, курить в общественных местах, находиться пьяным, лузгать семечки, бросая шелуху на землю, а не в кулечек, справлять нужду и т.п. Минимальный штраф составляет 18500 тенге! Патрульных в городе больше, чем жителей, повсюду камеры: на каждом перекрестке и в общественных местах! Так что, если не хотите испортить себе отдых, соблюдайте чистоту и порядок, и все будет хорошо.

Едва придя на побережье, нам пришлось закончить прогулку из-за внезапно обрушившегося проливного дождя. Промокнув до нитки, устав от перелета, мы вернулись в тепло и стали ожидать следующего дня нашего маленького путешествия.

На второй день мы вновь отправились на море, ведь, по последним новостям, в Актау на зимовку прилетели лебеди, которые, как оказалось, расположились буквально в 20 метрах от того места, куда мы не успели дойти прошлым вечером. Пока лебедей на побережье не так много: нам удалось встретить только трех. К ним постоянно приходят не только местные жители с детьми, но и иностранцы, которые считают это чуть ли не главным экологическим достоянием Актау.

Понаблюдав за птицами, мы отправились на местный рынок, где попытались сравнить цены импортных овощей Актау с не менее импортными овощами Уральска, хотя в нашем случае местные продукты на прилавках все-таки появляются. Вопреки ожиданиям, цены в Актау не особо отличаются от цен Уральска, разве что все овощи дороже наших примерно на 20-30 тенге. Цены на мясо, рыбу, фрукты, хлеб и кисло-молочную продукцию находятся на одинаковом уровне с Уральском.

Насмотревшись на продукты питания, мы решили немного подкрепиться в неприметном кафе в районе рынка. Цены в таких местах – демократичные. Например, посидеть в кафе за чашечкой чая, шашлыком, салатиком и прочими закусками в среднем обойдется в 4000 тенге на человека. Искать такие места лучше спрашивая у местных, ведь есть риск попасть в такое заведение, как, например, на набережной, где средний чек начинается от 10 000 тенге, и, перекусив там чаем с печеньками, есть риск остаться в буквальном смысле «без штанов».

Следующим местом, которое мы для себя отметили как «обязательное», являлся Мангистауский областной историко-краеведческий музей. Это, кстати, один из крупнейших культурных центров Республики Казахстан. Выгодное отличие этого музея в том, что если, например, в Уральске музей природы, музей археологии, музей казачества и т.д. находятся в разных местах, то здесь все залы уютно расположились в одном громадном здании.

Экспозиция отдела природы начинается со знакомства с геоморфологией и географическим положением Мангистауской области. В зале геологии красочные диарамы, витрины, карты, диаграммы рассказывают о геологической картине, полезных ископаемых и палеонтологии Мангистау. Один из залов экспозиции посвящен фауне и флоре Каспийского моря, которые по уникальности и разнообразию не имеют аналогов в Казахстане. Музей располагает значительным гербарным фондом, характерным для полуострова Мангышлак и плато Устюрт. В фондах музея также хранятся богатые палеонтологические коллекции, дающие геологическую картину прошлого нашего края. Зал истории отражает социально-экономическую и политическую жизнь Мангышлака в ХIХ в. и представляет материалы о первой крепости Форт-Александровск, построенной русскими переселенцами, о крестьянском восстании под предводительством Досана Тажиева и других исторических событиях на полуострове. В экспозиции зала этнографии отражены быт и виды основных занятий населения Мангистау. Здесь представлено самобытное декоративно-прикладное искусство казахов — национальные изделия ручной работы ремесленников, юрта с внутренним убранством, а также шедевры искусства мастеров резьбы по кости, дереву и камню. Гордостью музея является богатая коллекция национальных ювелирных украшений, изготовленных из драгоценных металлов и камней. Экспозиция залов новейшей истории посвящена важнейшим событиям первой половины ХХ в., которые непосредственно коснулись региона. Бурное развитие экономики, начиная с 50-х годов ХХ века, освоение нефтяных залежей, развитие атомной и химической промышленности определили новую эру в жизни полуострова. Зал археологии освещает историю Мангистау со времен палеолита до Х-VIII вв. до н.э. Известный казахстанский археолог А.Г. Медоев выделил целый ряд палеолитических культур на территории Мангышлака, самая ранняя из которых определяется в два миллиона лет.

На этом, к сожалению, время, выделенное авиаперевозчиком, подошло к концу, и необходимо было готовиться к обратному перелету. Мне кажется, что Актау – один из последних «витринных» городов Советского Союза. Шутка ли – в степи, без источников питьевой воды, буквально на ровном месте построить город для нескольких десятков (потом – сотен) тысяч человек. Дух этого проекта буквально пропитан советскими трудовыми подвигами, но уже без ГУЛАГа и прочих страстей. Актау (до 1991 года этот город назывался Шевченко в честь отбывавшего неподалеку отсюда ссылку украинского писателя) строили лучшие архитекторы со всего СССР. Планировка города чрезвычайно удачна, просторные проспекты отлично сочетаются с высотными домами, многие из которых построены совсем недавно. Город Актау — это отличная недорогая альтернатива для зарубежных морских курортов.

В заключение хотелось бы вернуться к еще одному примечательному месту – международному аэропорту Актау. Он находится в степи довольно далеко от города (около 30 км) и не имеет сообщения с городским общественным транспортом – только такси. Если по городу поездка в любом направлении стоит 200-250 тенге, то поездка в аэропорт обойдется где-то в 2000 тенге, если заказывать машину по телефону и до 5000 тенге, если «ловить» ее прямо у терминала. Совсем недавно здесь открылся новый терминал, вся информация о вылетах/прилетах сообщается на трех языках (казахском, русском и английском), сотрудники аэропорта очень вежливы и быстро работают. Кроме того, здесь нельзя не только курить, но и приобретать алкоголь.

P.S. По прибытии домой мы были неприятно удивлены тем, что пассажиры, прилетающие в Уральск, не выходят из здания аэропорта. Их, словно безбилетников, проводят окольными путями и выпускают через боковую калитку.

Фото автора и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top