Простые истины

23 января 2020
0
20353

Как воспитать своего ребенка так, чтобы не краснеть за него в начальной школе, не спать по ночам, когда он станет подростком, и не бояться, что тебя сдадут в Дом престарелых за ненадобностью, когда у сына или дочери уже появятся свои дети и внуки? Универсального, единственно правильного совета здесь нет, но психологи точно уверены – те дети, которых родители любят, которым с детства прививают уважение к окружающим, кого учат заботиться о близких и отвечать за свои поступки, будут расти добрыми и порядочными.

Психолог Айгуль Жалиева объясняет, что воспитание малыша должно начинаться с самого рождения. Дефекты, допущенные в воспитании ребенка до 6 лет, невосполнимы, утверждает моя собеседница. Об этом говорят многие специалисты в области детской психологии. Почему? Дело в том, что с рождения и до 3 лет у малыша идет процесс связки нейронов в коре головного мозга, и в это время ему важно осознавать, что его любят, что он желанный в своей семье. Ребенку нужны любовь и забота близких, внимание. Специалист объясняет, что если у крохи в избытке любовь и внимание, он не будет плаксивым, легковозбудимым и капризным. Ведь зачастую плачем ребенок именно привлекает внимание к себе – возьми меня на руки, приласкай, поиграй, развлеки. Нельзя отталкивать своего ребенка, если он просит вас уделить ему время – чаще обнимайте кроху, пойте ему песенки, делайте легкий массаж, гуляйте с ним на свежем воздухе, читайте книжки, лепите фигурки из пластилина, учите стишки и песенки, раскрашивайте картинки. И вы сами удивитесь, каким добрым, спокойным и веселым будет расти ваш малыш.

С 4 лет у детей наступает возраст «почемучек». И в это время, предупреждает специалист, важно не отбить у ребенка жажду знаний. Наберитесь терпения и отвечайте, если сын или дочка пристает с вопросами: «А почему листик падает с дерева?», «Зачем дядя на машине едет задом?», «А няня и воспитатель живут в детском саду и там ночуют?». Малыш познает мир. Он многого не знает. И вашими глазами, вашими руками он пытается нащупать истину, узнать, как устроено все вокруг.

Важно в этом возрасте играть с ребенком в «угадайки» – описывать животных, события, явления, чтобы он познавал суть вещей. Очень нужно читать детям сказки, чтобы они могли сопереживать бедному зайке, которого из избушки выгнала лиса, и хотели помогать бабке и дедке, которым тяжело тянуть одним репку.

«В 4-6 лет для ребенка важен не только эмоциональный контакт с родителями, но и тактильный, – рассказывает Жалиева. – Обнимайте ребенка, просите его обнять вас и показать, как сильно он вас любит. Именно эти детские объятия формируют доверительные отношения между детьми и взрослыми на всю будущую жизнь. Если в 6 лет вы не будете обнимать своего малыша, в 16 лет он уже не позволит вам себя обнять».

Специалист отмечает, что она во многом привержена японской теории – до 6 лет позволять детям делать все, что они хотят. Прежде всего это касается непосредственного поведения, их доверия миру, желания познавать все вокруг.

Что делает трехлетний малыш, если на улице у него развязался шнурок, а мимо проходит соседский мальчик? Он просит его зашнуровать ему ботинок. Тот же карапуз может попросить добрую тетю помочь ему раскрыть конфетку, которая лежала у него в кармане.

Но зачастую родители не позволяют своим дочкам-сыночкам обращаться с просьбами к незнакомым людям, одергивают, запрещают – бегать, смеяться, разговаривать с прохожими. Зону комфорта ребенка взрослые постоянно пытаются сузить, загоняя его в рамки своего взрослого приличия. Что в итоге получается? Ребенок на запрет реагирует чаще всего категорично – делает что-то назло маме или старается сделать то, что ему запрещают, втихую, пока взрослые не видят. Кроме этого, те дети, которые слышат от своих мам постоянные окрики в песочнице, на детской площадке, чаще всего растут застенчивыми, зажатыми, не могут общаться с другими.

С 6 лет взрослые должны начать воспитывать в своих детях самостоятельность, умение уважать границы личного пространства других людей, понимать важность учебы.

Идеально, когда ребенок до школы посещал детский сад. Там он уже смог адаптироваться к коллективу, понять, что значит дружить, делиться своими игрушками-книжками, выступать на праздниках. Сложнее тем родителям, чей ребенок до школы воспитывался с няней или бабушкой – первое время ему трудно будет понять, что ему не может принадлежать все внимание учителя, что теперь он один из класса, а не самый лучший и единственный.

«Очень часто родители перед поступлением в школу начинают муштровать ребенка – учить с ним буквы, цифры, чтобы он был не хуже всех, чтобы все знал, – объясняет Айгуль Жалиева. – Не нужно этого делать с фанатизмом, ведь таким усердием можно отбить у ребенка всякий интерес к школе. Если вы внушите ребенку, что получать новые знания – это здорово, он и сам будет стремиться к познанию и быстро научится читать и писать. Начните прикладывать максимум усилий к занятиям чтению, математике тогда, когда ваш ребенок уже пойдет в школу. Уделяйте ему внимание, помогайте, но не делайте задания за него, и он будет успевающим учеником».

Подростки – это всегда бунтари. Они делают все вопреки воле взрослых. Так было всегда, и эта ситуация не меняется столетиями. Психолог советует, что как бы ни парадоксально это звучало, не пытайтесь ограничивать своих подрастающих детей ни в чем, дайте им свободу. При этом пусть они будут уверены в вашей поддержке – при любых трудных ситуациях вы будете рядом и поможете.

Специалист отмечает, что многие родители допускают общую ошибку – запрещают своим взрослеющим детям все и вся во избежание разных зол. Но действовать тут следует по-другому – не нравится тебе то, что задумали подростки, не запрещай, а возглавь то мероприятие, которое они задумали, направь его в нужное русло.

«Я помню, в моем детстве была ситуация – мы с одноклассниками договорились вместе встретить летний рассвет. Долго к этому готовились, договаривались. А потом об этом узнали родители, и многим категорично запретили ночью идти на эту встречу. Мне в том числе. Но в душе у меня был бунт: «Как это я не пойду? Почему?» Вечером я усыпила бдительность родителей своей кротостью, а когда все легли отдыхать, вылезла в окно и ушла. Когда рано утром родители встретили меня, удивились. А я им объяснила, что они должны мне доверять – я не делаю ничего криминального, мне хочется общаться с друзьями. Многие одноклассники в ту ночь тоже сбежали от своих родителей. А по-хорошему взрослые могли бы предложить нам встретить этот рассвет вместе, собраться хотя бы не всем родителям, а активистам, попеть вместе песни под гитару, посидеть у костра».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top