Прорыв в будущее

4 апреля 2019
0
955

Эпизод первый. США, а затем в качестве ответной меры Россия выходят из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Резко обостряются российско-американские отношения, начинается новый виток гонки вооружений. Мир в недоумении и тревоге: неужели возвращаются времена Карибского кризиса 1962 года, когда человечество стояло на пороге ядерного Апокалипсиса? Эпизод второй. В Звёздном городке под суперхит группы «Земляне» – «Трава у дома» торжественно, под бурные аплодисменты провожающих отправляется на космодром Байконур новый российско-американский экипаж. Перед этим – фотографирование космонавтов у памятников Ленину и Гагарину.

Экипаж космического корабля «Союз МС-12» (командир Алексей Овчинин, бортинженеры НАСА Ник Хейг и Кристина Кук) на космодроме Байконур.

Космические союзники

Отцы и деды нынешних космонавтов вместе сражались с фашизмом и в мае 1945-го встретились на Эльбе. Там, на орбите, на МКС представители двух великих держав вместе выполняют нужную человечеству работу и наверняка, глядя вниз, на «грешную Землю», задаются вопросфом: зачем все эти бомбы, ракеты, вся эта конфронтация? ЗАЧЕМ?!

В 1975 году, в разгар холодной войны, которая могла быстро перерасти в горячую, произошло выдающееся и знаковое событие: стыковка на орбите космических кораблей «Союз» (А. Леонов и В. Кубасов) и «Аполлон» (Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд). Именно тогда впервые за десятилетия страха и безудержного наращивания военных арсеналов мир впервые вздохнул с облегчением и надеждой. Космос начал ассоциироваться с ареной сотрудничества, совместной работы многих стран на благо всей земной цивилизации.

Но вот во времена президентства Рональда Рейгана началась истерия с программой «звёздных войн» – милитаризации космоса. Американцы создали «шаттлы» – многоразовые пилотируемые корабли, которые мигом прибрал к рукам Пентагон, навязывая НАСА (космическому агентству США) полёты с милитаристскими целями. Советский Союз ответил постройкой и триумфальным полётом в ноябре 1988 года «Бурана» – своего многоразового корабля.

Именно постоянное давление военного ведомства, подгонявшего руководство НАСА, отрицательно повлияло на обеспечение безопасности полётов, что во многом стало причиной гибели экипажа корабля «Челленджер», взорвавшегося в небе над Флоридой 28 января 1986 года.

Спустя две недели СССР запустил орбитальную станцию нового поколения «Мир», на которой работали космонавты многих стран, в том числе и США. Но вряд ли тогда кто-то мог предположить, что космические контакты России и Соединённых Штатов достигнут нынешних высот в прямом и переносном смыслах!

В то время как противостояние политиков и военных двух стран только обострилось, космические ведомства демонстрируют совершенно другой уровень отношений. «Роскосмос» и НАСА работают в тесном контакте. Вот глава НАСА Джим Брайденстайн поздравляет и благодарит своего коллегу Дмитрия Рогозина за успешный запуск очередного космического корабля «Союз» с российско-американским экипажем и просит решить вопрос о полётах американских астронавтов на «Союзах» в 2019 году. Рогозин, конечно же, даёт «добро». И вот новые посланцы Америки направляются в Звёздный, в Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Обе стороны давно отработали такие вопросы. Ведь многоразовые корабли – штука очень дорогостоящая. Американские «шаттлы» давно списаны, наш «Буран» вообще чуть не угробили в смутные 90-е во время обрушения крыши ангара на Байконуре. А «Союзы» многократно доказывали свою надёжность.

Даже прошлогодняя октябрьская авария не поколебала уверенности в этом: система спасения корабля сработала безукоризненно, Алексей Овчинин и Ник Хейг целыми и невредимыми вернулись на Землю и начали готовиться к следующему полёту. Хейг вообще назвал ракету-носитель «Союз» (в нынешней модификации – «Союз ФГ») чудом техники.

Россия поставляет США ракетные двигатели Р-180, и без них американцы не смогли бы развивать свою космонавтику. Сегодня обе страны усиленно работают над новыми кораблями: американцы недавно успешно испытали пилотируемый вариант многоразового «Дрэгона». Его беспилотная модификация с 2012 года доставляет на МКС различные грузы. Новый «Дрэгон-2» сможет брать на борт 7 человек.

Россия строит многоразовый корабль «Федерация», рассчитанный на экипаж из 6 человек. «Федерация» сможет также брать дополнительно полтонны грузов, летать на Луну, имеет автономность 30 суток и год в составе орбитальной станции.

Очень любопытный момент: внешне и «Федерация», и «Дрэгон» ничем не напоминают самолётоподобные «Челленджер» или «Буран». Оба новых корабля имеют вид капсулы, а садиться на Землю они будут как обычно с помощью парашютов. «Дрэгон» уже приводняется в Тихом океане, а «Федерация» будет садиться на сушу, причём на опорах. Американские инженеры, кстати, прорабатывают вариант посадки (по-видимому, вертикальной) на двигателях. Прямо как в фантастических романах!

Вместе – на Марс

В феврале по «России-24» и некоторым другим телеканалам прошла и вовсе интересная информация: на горизонте новый российско-американский проект «Венера-Д» – совместное исследование второй по порядку от Солнца планеты Солнечной системы.

Венеру в своё время исследовали советские автоматические межпланетные станции, затем несколько американских. И вот новый проект, объединяющий потенциал двух стран. Намерены они построить и совместную станцию на окололунной орбите. Недавно к проекту пожелала присоединиться и Япония.

С Марсом ситуация зеркально противоположная: сейчас там с применением марсоходов преуспели американцы, хотя впервые посетили Красную планету в начале 1960-х советские станции. Но сейчас не это главное.

Россия и Америка почти 20 лет назад начали готовить собственные пилотируемые экспедиции на Марс. В Москве в Институте медико-биологических проблем выполнялся эксперимент с участием добровольцев «Марс-500», имитирующий условия длительного полёта. Похожий проект был и в США.

Сегодня многие учёные и эксперты убеждены: наиболее вероятен совместный российско-американский полёт на Марс, предположительно в 2030 году. Объединение усилий двух стран исключит дублирование, поможет оперативнее решить как технические, так и финансовые вопросы подготовки такой невиданной в истории экспедиции.

Дело в том, что стартовать марсианский корабль с Земли не сможет из-за своего огромного веса. Корабль будет оснащён ядерным двигателем (Россия практически уже имеет его) и специальными экранами, защищающими экипаж от излучений двигателя и от космической радиации.

Собирать корабль придётся на околоземной орбите с активным использованием флота многоразовых космических средств. Одной стране это будет не под силу. Можно привлечь к марсианской программе и Китай, который также активно развивает космонавтику: запускает спутники (с 1972 года), пилотируемые корабли «Шэньчжоу», планирует создать базу на Луне.

Ради жизни на Земле

«Роскосмос» и НАСА могли бы успешно сотрудничать по ещё одному важнейшему направлению – созданию Космического Щита от астероидов и комет, периодически пересекающих земную орбиту. Столкновение Земли с астероидом диаметром 1-10 км может погубить цивилизацию и всю биосферу.

Россия может использовать технологии холодного ядерного синтеза для разрушения таких тел, а в США есть наработки по применению в этих же целях гигантских лазеров. Учёными двух стран разрабатываются и другие способы борьбы с астероидно-кометной угрозой.

Ещё одно перспективное направление – индустриализация космоса, о котором писал основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. Создание заводов, использующих невесомость для производства уникальных материалов, космических оранжерей, солнечных электростанций, вынос с планеты вредных производств потребует объединения потенциала ведущих космических держав.

Вот на что сегодня необходимо обратить внимание некоторым политикам и военным, а не тратить чудовищные средства на гонку вооружений!

Сегодня российско-американское сотрудничество в космосе – настоящий прорыв в современных международных отношениях, отличный пример для политиков. Поэтому всяким попыткам сделать космос ареной войн (а такие попытки Пентагоном вновь делаются) необходимо давать решительный отпор.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top