Производственный вектор

1 марта 2018
0
212

О профориентации в школе бытует представление как о чём-то обыденном: собрались учителя, составили план и сходили со старшеклассниками на завод или в профтехшколу. Там они знакомятся с производством и предметами, по которым ведётся обучение…
В пору моей учёбы в школе наш 9-й класс как-то побывал в тогдашнем ГПТУ № 78. Экскурсия по училищу, беседа с его директором участником Великой Отечественной войны Владимиром Павловичем Щёлоковым о рабочих специальностях произвели на нас большое впечатление и запомнились надолго. Затем прошёл классный час на тему профориентации. Этим, однако, всё и ограничилось.
Но только ли экскурсиями и беседами исчерпывается такая работа? Когда её нужно начинать в сегодняшних, рыночных условиях?

Нужен центр профориентации

Недавно телеканалы «Россия-24» и «РБК» сообщили о том, что в российских школах профориентация будет начинаться с шестого класса! Есть ли какие-то наработки в плане её улучшения у казахстанских, в частности, уральских педагогов и производственников?

Постановка такого вопроса тем более актуальна, что в нашем городе наиболее востребованы специальности отрасли «Производство» – около 55% от общего количества предложений. Сегодня по всей республике, в том числе и в Приуралье, ощущается нехватка технических специалистов по строительству, добыче и переработке. По оценкам экспертов, в 2019 году наиболее востребованными будут по всем регионам именно рабочие специальности: сварщики, каменщики, маляры…

– На мой взгляд, в нынешней школе профориентационная работа запущена, – считает руководитель отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей ЗКО Айгуль Абулкаирова, работавшая ранее директором СОШ № 9. – Нельзя всё сваливать на школу! Профориентацией должен заниматься специальный орган, возможно, государственный. Например, центр профориентации.

Такой центр, как подчеркнула Айгуль Куспановна, можно создать и в Уральске. Психологи центра могли бы индивидуально заниматься с каждым учащимся, здесь бы действовал лекторий для родителей, для разъяснительной работы и консультаций приглашались предприниматели и учёные. Каждый ребёнок одарён с детства, но мы не всегда можем раскрыть его таланты…

В мае прошлого года Палата предпринимателей ЗКО обратилась в городской акимат и областное управление образования с письменными предложениями открыть городской центр профориентации на базе Дворца школьников. Ответа на оба предложения нет до сих пор.

В то же время сама Палата подаёт в плане профориентационной работы достойный пример. При этом учитывается очень важное обстоятельство. Если в советское время школы имели дело с государственными предприятиями, которые, как правило, над ними шефствовали, то теперь заводы и фабрики стали частными. О шефстве в прежнем его понимании речь уже не идёт. В такой обстановке отдел развития человеческого капитала взял на себя инициативу организации экскурсий школьников на городские предприятия.

– У нас сложились отличные деловые отношения с рядом предприятий Уральска, двери которых постоянно открыты для учащихся. Это «Зенит», «Казармапром», КХП «Желаевский», «Стеклосервис», Уральская торгово-промышленная компания, «Экспо-сувенир», «Родник», Уральский механический завод, «Уральскаквакультура» и ряд других, – говорит Айгуль Абулкаирова. – Мы пытаемся наладить в городе системную работу по профориентации, поэтому её поддержка руководителями названных предприятий имеет большое значение, и мы очень ценим такой ответственный подход к делу государственной важности.

Айгуль Куспановна побывала с учащимися на всех уральских предприятиях, собрала необходимую для дальнейшей работы информацию, чтобы наладить профориентационную работу с учётом требований сегодняшнего дня, лучше, разнообразнее проводить ежегодный областной День профориентации, разработать и отпечатать памятки выпускникам школ и методические пособия. Такая работа успешно ведётся и она будет продолжена. А ведь раньше в Уральске предпринимались лишь эпизодические попытки разработать такие пособия.

Сознательный выбор

Что такое профориентация? Можно ли школьнику пройти её самому? Из каких этапов состоит этот процесс? На что следует обратить внимание при выборе профессии? Но даже после прохождения ста тестов процесс выбора может не начаться. И прежде всего потому, что у многих школьников существует стереотип: придёт в школу некий волшебник, задаст пару вопросов – и всё мне расскажет о том, кто я и что мне делать. Конечно, это слишком упрощённый подход.

Психологические и профориентационные тесты – лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Без желания и внутренней работы самого человека прохождение им любых тестов – бесцельная трата времени. Поэтому методическое пособие «В помощь выпускнику школы», выпущенное Палатой предпринимателей ЗКО в 2016 году, предлагает учащимся разобраться в профориентации этап за этапом.

Например, обрисовать свои желания, склонности, предпочтения относительно будущей профессии и вообще жизни: ведь профессия во многом определяет её уклад. Для начала необходимо вспомнить профессии, которые нравились учащемуся в детстве и которые почему-то привлекают и сейчас. Можно просто набросать список, невзирая ни на престижность профессии, ни на то, насколько реально её получить. Необходимо понять, что общего в этих профессиях. Что они творческие? Определяют определённую степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям?

«Цепляться» нужно за любое сходство, только тогда можно понять, что учащемуся важно в профессии… Далее идут анализ собственных возможностей, изучение разных профессий, анализ ситуации на рынке труда и выбор профессии. Он должен быть сознательным, а не по принципу известного киноперсонажа – «все побежали и я побежал»! В памятке приводится список заведений технического и профессионального образования в Уральске.

На главных направлениях

Профориентация – это целая система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики. Успешное поступление в вузы и последующая востребованность выпускников на рынке труда являются важнейшими критериями качества их подготовки. В связи с этим в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Уральска профориентационной деятельности уделяется большое внимание. Причём выбор будущей специальности учащимся помогает сделать правильно выстроенная профориентация по направлениям.

Направление «Работа с родителями» предусматривает индивидуальные и классные встречи с ними. Социальные практики «10 дней на предприятии у родителей» и «Возьми ребёнка на работу» напрямую способствуют вовлечению родителей в процесс поддержки младшего поколения.

Очень удачно внедрена программа «Умный четверг». Выступления известных в крае учёных, успешных бизнесменов помогают школьникам понимать происходящие вокруг научно-технические процессы и пробудить стремление к научным исследованиям и открытиям. Программа «Умный четверг» также мотивирует детей на достижение успеха и преодоление трудностей.

По направлению «Дополнительное образование» учащиеся посещают кружки по самой разнообразной тематике: экспериментальная физика, авиамоделирование, журналистика,
фотошоп, химия, робототехника.

Профориентационная работа в Назарбаев Интеллектуальной школе Уральска нацелена на то, чтобы помочь учащимся осознанно выбрать будущую профессию.

Учитель поясняет, что при выборе профессии может встать вопрос о том, выбрать ли ту работу, которая по душе, или же ту, которая престижна. Учащимся предлагается обсудить высказывания философов, сказать, согласны ли они с ними, и объяснить свою точку зрения. Например: «Каждый человек должен браться за то, что для него возможно и что для него пристойно» (Аристотель).

Учитель записывает данные высказывания на доске. В результате дискуссии учащиеся приходят к выводу, что наилучших результатов в профессиональной деятельности добиваются те люди, которые выбрали специальность в соответствии со своими интересами и устремлениями.

Используется также «мозговой штурм». Учитель задаёт классу вопрос: «Как определить ту профессию, которая больше всего подходит для конкретного человека?». Воспитанники предлагают свои варианты ответов, которые выносятся на доску: интерес, способности, талант, призвание, стремление, советы окружающих, тестирование, диагностика и другие.

Или такой вопрос: «Что ещё, кроме склонностей человека, нужно учитывать в выборе профессии?». После обсуждения учитель отмечает: важно знать, насколько эта профессия востребована в современном обществе? Какой она станет через несколько лет, не исчезнет ли она в ближайшем будущем?

Такая вдумчивая, творческая профориентационная деятельность с использованием современных методических разработок разительно отличается от ещё распространённых подходов к профориентации в виде эпизодических экскурсий на заводы и в профтехшколы. Ведь этому должна предшествовать основательная подготовка.

Хочется думать, что городские структуры рассмотрят предложение Абулкаировой и её коллег. В век глобализации, технического прогресса и инноваций центр будет отличным подспорьем в профориентационной работе, в том числе и в методическом плане.

Фото: Ярослав Кулик

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top