Притяжение Урала

25 апреля 2019
0
1306

Имя этого человека золотыми буквами вошло в историю нашего города и Приуралья. Тем, кто руководил регионом, областным центром, предприятиями и организациями в 1960-1970-е годы, не нужно объяснять, кто такой Сергей Алексеевич Балдычев. Именно под его руководством Уральское речное пароходство стало одним из самых мощных и авторитетных предприятий в городе и всей Казахской ССР. И предприятие это вносило реальный вклад в строительство и другие сферы жизни Уральска.
Кто-то скажет: ещё бы, ведь тогда в Советском Союзе был экономический рост. Мол, деньги выделялись налево и направо, знай осваивай…
Но только ли дело в общем состоянии экономики? Попробуй наладь ритмичную работу транспортного конвейера на капризном, как говорили волгари – «бешеном Урале» да ещё в период маловодья – мало не покажется!

Вместе с Юрием Андроповым

Автору этих строк, работавшему над материалами по истории судоходства на Урале, доводилось общаться с разными поколениями речников. Ни о ком не отзывались они с таким уважением, как о Балдычеве, называя его речником с большой буквы.

Родился он 11 сентября 1911 года в деревне Ружбово Вологодской губернии в крестьянской семье. В марте 1932 года Балдычева зачисляют на первый курс электротехнического отделения Череповецкого речного техникума. В 1934-м его объединяют с другим речным техникумом – Рыбинским. Сергей уехал в Рыбинск и продолжил учёбу.

Осенью в техникум пришло много ребят, одержимых желанием освоить профессию речника. Оказался среди них и будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, который поступил на судоводительское отделение. На Балдычева и других учащихся он произвёл впечатление своей ответственностью, неуёмной жаждой знаний и аккуратностью буквально во всём.

В 1935 году после окончания техникума Балдычев получил назначение в Балхаш-Илийское речное пароходство. Работал электротехником судоремонтных мастерских.

В первые годы Великой Отечественной войны он с честью выдержал труднейший экзамен, возглавив Илийскую электростанцию. После войны, будучи директором судоремонтных мастерских, проявил большие организаторские способности по налаживанию строительства первых в Казахстане самоходных барж и теплоходов.

Балдычев никогда не забывал об учёбе. Он с отличием закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта, затем работал начальником Балхаш-Илийского речного пароходства, а в 1961 году получил предложение переехать в Уральск.

ПГС для уральцев

Первый пароход «Крыжановский» появился на Урале ещё в 1879 году. Грузоперевозками по реке занимались уральские купцы Ванюшины, выходцы из Финляндии братья Лайхия и уральское казачество, имевшее паровой флот как на Урале, так и на Каспии. В 1925 году начало действовать Уральское речное Агентство Волжского госпароходства (начальник Филичев), в 1931 году оно стало самостоятельным.

Через год после переезда Балдычев становится начальником Уральского речного пароходства в непростое для него время: шла замена парового флота на теплоходы. Команды пароходов насчитывали 15-20 человек, что исключало совмещение на них профессий. Однако Балдычев и его коллеги сумели быстрее других пароходств Казахстана провести обновление флота, широко внедрили передовой метод толкания барж. Его инициатором в УРП стал капитан парохода «Застрельщик» Алексей Сусоров.

Стремительно выросли объёмы грузоперевозок, достигшие в середине 1970-х годов 2,5-3 миллионов тонн за навигацию. По реке перевозились хлеб, лес, нефтепродукты, песчано-гравийная смесь, автомашины с сеном, боратовая руда, ракушеблоки…

Согласно лабораторным исследованиям, проведённым специалистами ГДР и ЧССР, занятыми на Карачаганакском месторождении, только песчано-гравийная смесь, поставляемая Уральским речным пароходством, удовлетворяет нормам производства бетонных работ на объектах промышленного строительства, жилья и соцкультбыта. ПГС остальных карьеров области имеет большую минерализацию, из неё нельзя получить необходимые прочностные характеристики бетона.

Именно высококачественная ПГС из русла Урала использовалась при строительстве Останкинской телебашни в Москве.

Балдычев берёт добычу, перевозку и доставку ПГС городским строительным организациям на особый контроль. Это имело большое значение и в связи с широким жилищным строительством. Например, при возведении 12-этажных домов на тогдашней улице Дзержинского (ныне – проспект Евразии) потребовалось огромное количество бетона, который свозили со всего Уральска. Так что без помощи речников, регулярно доставлявших ценное сырьё, никак бы не обошлись.

Сергей Балдычев и Александр Стариченков. Затон Чапаева. Май 1995 г.

Всякое случалось

На судоремонтно-судостроительном заводе имени В.И. Чапаева строили 1000-тонные речные сухогрузные баржи, 300-тонные баржи для перевозки нефтепродуктов, пассажирские суда. Открылись новые пассажирские линии, на которых работали хорошо знакомые старшему и среднему поколениям уральцев теплоходы «Громов», «50 лет ВЛКСМ», скоростные «Заря» и «Зарница».

Но были и очень трудные годы. Балдычев с волнением вспоминал катастрофическое маловодье 1967 и 1975 годов. Уже в июле почти весь транспортный флот пришлось отправить на отстой. Жизнь заставляла не только выполнять указания «Казглавречфлота», но и проявлять хозяйскую смекалку: дополнительно изыскивать местную клиентуру, заинтересованную в потреблении песчано-гравийной смеси, налаживать производство товаров народного потребления на судоремонтно-судостроительном заводе.

Случались эпизоды и вовсе неприятные и даже опасные. В 1971 году на участке Индер-Гурьев налетело на мель пассажирское судно на подводных крыльях «Беларусь», развивавшее скорость до 60 км/ч. Позже от использования таких судов, а также глиссирующих теплоходов типа «Заря» (45 км/ч) пришлось отказаться главным образом по экологическим соображениям.

Рассказывая о днях минувших, Балдычев редко говорил «я», гораздо чаще – «мы». Он вспоминал, как тяжело пришлось его преемнику Василию Руку: в начале 80-х годов прошлого века союзные и республиканские инстанции задумали ликвидировать Уральское пароходство.

Пусть память живёт

Шли годы. Балдычев продолжал следовать своему принципу: доверяй, но проверяй. Его часто видели на судах, особенно перед отправкой в дальний рейс. Интересовался бытовыми условиями, спрашивал, не нужна ли помощь. Не случайно именно об этом чаще всего вспоминают речники, а уж потом – об объёмах перевозок или зарплате.

Многие годы бок о бок с ним трудились заместитель начальника УРП Анатолий Ягодинцев, начальник планово-финансового отдела Юрий Железнов, главный бухгалтер пароходства Александра Денисова, начальники отделов Анатолий Сосновский и Николай Струков, начальник Уральского речного порта Алексей Милков, руководители судоходной инспекции Николай Мясников, Григорий Лапшов и Павел Трофимов, представитель Речного Регистра Казахской ССР Владимир Морозов, начальник техучастка пути Иван Савитченко, инженер Василий Щедров, диспетчер Фаина Тимофеева.

Большой вклад в успехи пароходства внесли работники его крупного подразделения – Гурьевского речного порта, которым в конце 60-х – начале 70-х годов руководил Николай Ефименко.

Май 1995-го. Председатель АО «Уралречфлот» Владимир Мясников только что открыл встречу ветеранов войны и труда бывшего пароходства. Сергей Алексеевич долго сидел молча. Наверное, в такие минуты есть, о чём вспомнить. Когда участники встречи вышли для фотографирования на берег Чапаевского затона, в котором стоял ржавеющий без дела флот, Балдычев произнёс: «Всё, что мы собирали по крупицам со всего Советского Союза – флот, кадры, – над чем работали, стремясь улучшить перевозки, помочь в строительстве в Уральске жилья и других объектов, – всё рухнуло…»

С председателем совета ветеранов АО «Уралречфлот», бывшим капитаном и преподавателем школы комсостава Александром Стариченковым Балдычев вдруг разговорился, повеселел, как и его собеседник: оба ветерана вспомнили минувшие дни, как вместе работали на третьей по протяжённости реке Европы – Урале. Такими мне и удалось запечатлеть этих замечательных тружеников, отдавших легендарной реке свои лучшие годы.

Через несколько лет Сергей Алексеевич уехал к родственникам в Санкт-Петербург. Всё вроде шло неплохо: Стариченков и ещё кто-то из наших речников получали письма от Балдычева, бывало, созванивались. Всё равно тянуло его в Уральск, на Урал, он часто вспоминал своих коллег, интересовался их житьём-бытьём… И вот однажды, в 2005-м, позвонил Стариченков: «Умер Балдычев». А 10 лет спустя не стало и самого Александра Николаевича…

На воротах дома № 115 по Линдовской улице, где много лет находилось управление Уральского пароходства, долго ещё красовались якоря как напоминание о его бывших хозяевах. Сегодня здесь жилой дом, который сильно обветшал, исчезли и якоря на воротах. Но не должна исчезнуть память о таких людях, как Балдычев – «красных директорах», профессионалах, внёсших большой вклад в развитие Уральска и всего региона.

Фото автора и из архива Уральского пароходства
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top