Притяжение музыки

8 октября 2020
0
390

(Окончание. Начало в № 40)

Жесты дирижера – это ритмическая сетка, отбивающая доли такта. Смотря на руки дирижера, оркестранты и певцы начинают, исполняют и заканчивают свои партии в едином ритме.
Его руки указывают музыкантам динамику, громкие и тихие места, плавность и качество переходов, акценты и нюансы. В этом плане дирижер работает как огромное ухо или как многоканальный пульт звукорежиссера: именно он складывает общую динамическую картину произведения и выстраивает баланс между оркестровыми группами и отдельными инструментами.

Кырымгерей Кажимович Кажимов, заслуженный деятель Казахстана, основатель Западно-Казахстанского оркестра казахских народных инструментов им. Даулеткерея, рассказывает о своем творческом пути и о специфике работы дирижером. В этом году областному оркестру исполняется 20 лет, 200 лет композитору – кюйши Даулеткерею Шигайулы.

– Поездки составлялись двумя концертными организациями – «Казахконцерт» и «Госконцерт». Выступления Государственного академического оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы, а также Симфонического оркестра, в которых я играл одновременно, проходили как по областям Казахстана, Советскому Союзу, так и по всему миру. К гастролям тщательно готовились. Отбирались и разучивались лучшие сочинения композиторов этих стран. Задача – показать мастерство, класс или даже сыграть лучше, чем самый главный оркестр той самой страны, куда мы приехали.

Характеристика музыкального разнообразия оркестра казахских народных инструментов уникальна. Скрипку заменяет кобыз, трамбоны, трубы – баян.

Мы представляли обширную программу и выступали в лучших концертных залах, которые вмещали в себя сотни зрителей. Всякий раз зал замирал и громогласно оживал на последних нотах всеми любимых «Дударай», «Сарыарка» и других произведений, ставших народными. В программе творения казахских, русских и других зарубежных композиторов. С оркестром выступали известные деятели казахского искусства. Нужно отметить, что оркестр Курмангазы – первый и уникальный в истории инструментального искусства Казахстана, который познакомил весь мир с казахской музыкальной культурой, несравненными по своей красоте мелодиями степей, национальными инструментами. Сейчас в репертуаре оркестра свыше 4000 произведений.

Я являлся его участником с 1969 по 1991 год. Параллельно работал в Государственном симфоническом оркестре. Успевал совмещать бесконечные репетиции, гастроли, концерты.

Видел работу дирижеров разного уровня, возрастов и национальностей. Но заметил одно качество, которое всегда сразу располагало к себе. При его проявлении всегда хотелось пойти навстречу, выложиться на сто процентов. Это качество – солидарность. Когда дирижер ощущает себя частью коллектива, понимает специфику инструментов и технические сложности, которые могут быть с ними связаны, сопереживает музыкантам, беспокоится об их физическом состоянии, не доводит на репетициях оркестр до изнеможения и в нужный момент дает музыкантам возможность поберечь себя, чтобы сохранить силы для выступления. Когда он не формально, а искренне сочувствует и понимает, что все мы живые люди и все «в одной лодке». Такого дирижера примут в любом коллективе. Подобное отношение нельзя изобразить или попытаться скопировать: музыканты очень хорошо чувствуют лицемерие и сразу это раскусят. Они тонкие натуры. А чтобы лучше понимать музыку, дирижер должен быть фанатиком своего дела, иметь широкий кругозор. Наблюдения, которые я делал тогда, впоследствии мне пригодятся в работе, когда я создам свой оркестр.

Меня пригласили в Уральск возглавить работу уральского музыкального училища, которое когда-то я окончил сам. Сказали сразу – его нужно восстанавливать. После ухода последнего директора учебное заведение переживало не самые лучшие времена. С просьбой заменить руководство поступали письма в Министерство культуры. Авторами их были сами преподаватели. Претензии – учебный процесс дышит на ладан, инструменты не приобретаются, кадровая проблема не решается и так далее.

Сомневался, потом согласился. Если честно, супруга не одобряла мое решение, и я понимал почему. Я работал в лучших музыкальных коллективах страны, жил в столице, Алматы, у нас трехкомнатная квартира в центре города, авторитет и уважение среди коллег. Жена работает в Министерстве сельского хозяйства. В общем, все, к чему стремятся многие, уже было. Но я все-таки принял решение. Оставил город, работу и приехал сюда, поскольку понимал: могу и должен что-то сделать для своих земляков. Конечно, местные власти обещали мне сразу создать условия, в первую очередь, выделить жилье. Но обещанную квартиру получил только через два года. Все это время жил у тещи.

А к работе приступил с энтузиазмом. Оглядываясь назад, считаю, что у меня многое получилось. За это время открыт класс Мухита, расширено отделение казахских народных инструментов, закупались необходимые инструменты. Увеличен план приема студентов, искали таланты в отдаленных районах.

В то время были все оркестры, кроме казахского. Когда отделение стало работать, как говорится, на полную катушку, появились специалисты. То есть уже можно было создавать оркестр. В первый состав вошли студенты третьих, четвертых курсов. Это и практика, и обязательное выполнение учебной программы. Приглашал выпускников ЗКГУ им. М. Утемисова. Оркестр создан. Ему уже 20 лет, но до сегодняшнего дня в нем играют музыканты, вошедшие в первый состав, правда, их не так много. Среди них Асылхан Казиев, Ансар Бердыгалиев. Созданный в год, объявленный Первым Президентом Назарбаевым Годом поддержки культуры, оркестр по праву считается одним из лучших музыкальных коллективов страны. Он не раз становился лауреатом международных фестивалей и республиканских конкурсов, в его репертуаре более тысячи музыкальных произведений – народные песни, инструментальные кюи, песни отечественных и зарубежных композиторов.

Фото Ярослава Кулика и из семейного альбома К. Кажимова

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top