Примадонна

9 мая 2019
0
1910

В областном краеведческом музее, в зале искусств за стеклянной витриной висит красивое и дорогое платье. Его внешний вид не испортило время. Понятно, что это не обычный женский наряд, а театральный костюм, и складывается впечатление, что актриса совсем скоро войдет и наденет его, чтобы в очередной раз выйти на сцену. Экскурсовод Асыл Ыкыласбекова рассказывает посетителям музея, что принадлежит оно нашей землячке, чье имя носит Казахский драматический театр, Хадише Букеевой. В нем она играла роль Айгерим в спектакле «Абай».

Родилась Хадиша в Казталовке. Вместе с братом их воспитывала мать. Это были, пожалуй, самые счастливые годы ее жизни, хотя и голодные. Но тогда так жили все, лишнего куска хлеба в доме не водилось ни у кого. Их семью спасала единственная корова. Каждый вечер маленькая семья садилась за дастархан, и дети рассказывали матери, как прошел их день.

Каким бы обездоленным ни было детство, оно всегда наполнено счастьем. Поселковая ребятня целыми днями бегала по пыльным степным дорогам, купалась в Узене. Маленькая Хадиша не отставала от других. Став чуть взрослее, начала меняться, многие соседи замечали: девочка становится красивой. У нее густые черные волосы, плавная линия бровей и выразительные, пронзительные глаза, которые, казалось, смотрели в душу человека. Она, как любая другая девочка, любила крутиться около зеркала, и довольно разглядывала себя и украдкой посматривала на мать. Знала, что ее мама каждый день молилась, чтобы жизнь дочери сложилась счастливо, чтобы Хадиша не знала лишений. Но рано умерла – когда девочке было 9 лет. Пережить страшное горе помог старший брат. Никто из родственников не пожелал взять детей к себе, в голодные годы лишний рот – обуза. Она попала в интернат, где провела несколько лет.

В свободное время могла часами смотреть на небо, рассматривать деревья под окном и мечтать о том, что совсем скоро на узкой тропинке в саду появится ее старший брат, который и заберет ее отсюда. В один из дней он действительно пришел, показал ей диплом, рассказал, что все это время получал образование.

Хадиша всю жизнь будет вспоминать и родную Казталовку, и интернат, где обрела новых друзей. В поселок она приедет через много лет, став уже известной на всю страну актрисой. Подойдет к родному дому, который каким-то чудом уцелеет, прислонится к прохладным серым стенам и тихонько заплачет.

В мире кино Хадишу Букееву назовут неповторимым явлением. Сочетавшая в себе шарм, талант и красоту, она покорила театральные подмостки Казахстана и завоевала самые высокие награды и звания. Но это будет потом. А пока, взявшись с братом за руки, они направились в Чимкент, а оттуда в Алма-Ату.

У девочки был невероятно красивый голос, который и смог изменить ее жизнь. Благодаря голосу она попала на радио, а оттуда в театр. Из воспоминаний Хадиши Букеевой:

«Мне тогда от силы 14 лет было. Я ничего не умела и ничего-то не знала. Что такое театр или кино, понятия не имела. Какие-то далекие слова. Меня девчонки притащили просто куда-то, где у меня что-то спросили, а я ответила, ну, а потом попросили зачем-то изобразить стирку. Стала изображать: сначала что-то терла усердно в руках, потом встряхнула воображаемое белье, осмотрела взглядом и повесила на воображаемую веревку, да еще и прищепками приколола. Я делала это без стараний, так, как бы сделала это на самом деле. Потом вдруг взглянула на педагогов: они переглядывались, шептались, глаза у них такие круглые сделались. Думаю: «Ну все! Что-то я не так сделала», и как помчалась с места. Они мне вслед: «Куда же вы, куда?» Я убежала, но оказалось, что мной всерьез заинтересовались».

– Забрав документы из медицинского, девушка сдала экзамены по актерскому мастерству в казахской студии Ленинградского государственного техникума сценических искусств и оказалась в числе 25 счастливчиков, которых отправили в Ленинград. Среди ее педагогов были такие знаковые в театральном мире фигуры, как Василий Меркурьев, Ирина Мейерхольд, дочь выдающегося режиссера Всеволода Мейерхольда, режиссер Ольга Пыжова и другие. Их Хадиша вспоминала с теплотой и благодарностью до конца своих дней, – рассказывает сотрудник Асыл Ыкыласбекова.

Известно, что примерно в этот период Хадиша встретила человека, которого полюбила. У нее родился ребенок, но стать счастливой матерью ей было не суждено, малыш умер. Через всю жизнь она пронесет эту, самую горькую потерю, ведь детей у нее так и не будет. Ее друзья, коллеги вспоминают, она была закрытым человеком. В себе держала и все свои переживания. Тогда никто не догадывался, что именно творится в ее душе.

– Ставшая одной из первых актрис-казашек, кто получил высшее образование, Букеева была направлена в Чимкентский областной казахский театр драмы. Вместе с другими выпускниками она привезла в театр классический репертуар, в том числе «Слугу двух господ» Гольдони, «Позднюю любовь» Островского и «Коварство и любовь» Шиллера. Она была местной примой, но ее творческий потенциал оказался настолько широк, что в 1942 году Хадишу забрали в лучший театр страны – Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова, – продолжает сотрудник музея.

– Это было время, когда на сцене блистали такие неповторимые таланты, как Калибек Куанышбаев, Сералы Кожамкулов, Капан Бадыров, Шакен Айманов. Работая рядом с такими людьми, Хадиша Букеева росла от роли к роли. С ее приходом Академический театр получил замечательную исполнительницу ролей главных героинь, какой ему особенно не хватало, актрису прекрасной внешности и большой драматической силы.

Событие театральной жизни 1943 года. Постановка «Укрощение строптивой». В роли Петруччио — Шакен Айманов, в роли Катарины – Хадиша Букеева. Встреча Петруччио и Катарины в истории казахского театра — незабываемый эпизод. Они без конца спорят друг с другом. Зрители, волнуясь, ждут продолжения. Сколько бы ни смотрели этот спектакль, с каждым разом он становился все ярче, все красочней, появлялись какие-то новые детали, новые штрихи, импровизации. Эта роль сразу же выдвинула молодую актрису в первые ряды ведущих актеров. «Укрощение строптивой» не сходило со сцены до 1970 года. Все эти 25 лет игры партнеры не менялись. В последующие годы актрисой сыграны такие роли, как Карлыга из спектакля «Кобланды» М. Ауэзова, Актокты в «Ахан серэ-Актокты», Майра в спектакле «Майра» А. Тажибаева, Сауле в «Дружбе и любви» А. Абишева. Одновременно созданы образы из героинь русской драматургии: Катерина в «Грозе», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые» А.Н. Островского, которого она полюбила еще в студенческие годы. Также Василиса в пьесе М. Горького «На дне».

Буквально через два года после прихода в театр Ауэзова Хадише присвоили звание заслуженной артистки, еще через два – народной артистки Казахской ССР, а в 1966-м она удостоилась высшего звания народной артистки СССР. И неспроста – зритель ее обожал.

Своего супруга, известного оперного певца, лирического тенора Байгали Досымжанова она встретила в то время, когда лежала в больнице. Он приходил навещать свою больную супругу. Конечно же, тогда не обратил внимание на незнакомую женщину, ему было не до того. Его жена сделала на ней акцент. Стала рассказывать, какая Хадиша добрая, а еще она умница, красавица и большая актриса. Через какое-то время судьба их снова сведет. Он будет знаком с ее двоюродной сестрой, а та познакомит их. Никаких слов признаний, объяснений он ей не скажет. Да и зачем лишние разговоры, когда все можно было прочитать в глазах. Просто придет к ней с мясорубкой в руке, чтобы уже никогда не уйти. Шел 1937 год. В их счастливой семейной жизни все складывалось хорошо. Был огромный успех и признание и в профессии. Но одно обстоятельство омрачало ее жизнь. В счастливом браке с Байгали Досымжановым у них не было детей. Она была беременна в тот момент, когда на одном из спектаклей на нее упала декорация. Вторая беременность также оказалась неудачной и закончилась хирургическим вмешательством, после которого актриса уже совсем не могла иметь детей.

Она очень переживала. Знала, как муж хочет ребенка. Однажды с дрожью в голосе призналась, что не будет держать обиды, если он найдет себе другую. Но Байгали отругал ее за такие слова, сказав, что это их общая доля и разделить ее должны вместе. Всю свою жизнь они с нежностью относились друг к другу и обращались ласково. В их доме всегда много народу. Хадиша была прекрасной хозяйкой и очень вкусно готовила. Они накрывали огромные столы, за которыми собирались самые близкие люди. Совсем скоро к коллегам присоединились и их ученики.

В 68 лет Байгали Досымжанов скончался, а она, чтобы не потерять смысл жизни, с головой ушла в работу в театре и кино. Ее она успешно совмещала с активной педагогической деятельностью. Много лет, будучи первой женщиной-профессором, вела класс актерского мастерства в Казахской государственной консерватории имени Курмангазы, а затем в театрально-художественном институте (ныне Национальная академия искусств имени Жургенова). Десятки учеников Хадиши Букеевой стали народными артистами. Они же были с ней до последнего дня ее жизни. И именно им она всегда рассказывала о своем нелегком пути. О том, что когда-то давно в далеком поселке, память о котором она всегда хранила в своем сердце, бегая босой девчонкой по пыльной дороге, она и не думала, что ее жизнь будет такой красивой и необыкновенно насыщенной.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top