Прикосновение к легенде

28 мая 2020
0
3540

Познавший чудо полета авиатор Георгий ГоршковПятнадцать лет назад довелось просматривать фонды краеведческой литературы в областной библиотеке имени Ж. Молдагалиева. Выяснилось, что там имеется несколько микрофильмов с годовыми подшивками газеты «Уральские войсковые ведомости». Знакомиться с ними на месте не было времени и возможности, поэтому договорились, что ролики мне выдадут на руки, а я через некоторое время возвращу микрофильмы и предоставлю в распоряжение библиотеки их содержимое в «цифре». Ранее мне доводилось читать отдельные номера главной дореволюционной газеты уральцев. Теперь появлялась возможность знакомиться с содержанием целых годовых подшивок за несколько лет! По моему плану нужно было перенести кадры микрофильмов на бумагу, а потом их отсканировать. Столь длинный путь получался из-за того, что прямое сканирование пленок у меня не получилось. Договорился в ателье «Кодак» на распечатку. Получились вполне читаемые снимки, которые затем отсканировал. Затея вылилась в копеечку, но зато я стал обладателем бесценной информации!
В подшивке 1912 года меня заинтересовали два материала об уральском казаке, офицере и летчике Георгии Георгиевиче Горшкове. С этого начался мой интерес к личности героя-уральца. Пытался искать информацию в Интернете, даже обнаружил незавершенный сайт о Георгии Георгиевиче, созданный на Украине. Сайт был создан внуком пилота Евгением. Вступил с ним в переписку, но внук никакой информацией не поделился. Однако Интернет, как библиотека, открыл мне некоторые книги по истории отечественной авиации, выложенные в свободном доступе. Всем, кто заинтересуется этой темой, настоятельно рекомендую ознакомиться с обширной и интересной работой Константина Финне «Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского», изданной в Белграде в 1930 году. В дальнейшем обратил внимание на Интернет-форумы, посвященные авиации, Первой мировой и Гражданской войнам. Вступил в переписку со знатоками истории, нашими «московскими уральцами» Д.Ю. Дубровиным и С.В. Картагузовым. От них узнал много нового. Огромную помощь оказал Интернет-знакомец, ныне давно умерший, замечательный человек и знаток истории российской авиации Мирон Львович Дольников. Вырисовывался портрет Горшкова как незаурядного и смелого человека!
Самым интересным и парадоксальным казалось, что потомственный уральский казак связал свою жизнь с небом. Получалось, что Георгий Георгиевич за свою короткую жизнь во многих отечественных и мировых событиях был первым или в числе первых. Накопившаяся информация сложилась в небольшой биографический очерк о пионере и герое отечественного воздухоплавания.

Будущий авиатор родился 11 августа 1881 года в Уральске, в семье есаула Уральского казачьего войска Георгия Игнатьевича Горшкова. Его старшим братом был Владимир Георгиевич Горшков – боевой офицер, участник Русско-Японской и Первой мировой войн, член войскового правительства, активнейший командир уральских боевых соединений времен Гражданской войны в Приуралье.

В 1901 году Георгий окончил обучение в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и поступил в Николаевское инженерное училище.

21 мая 1904 года по окончании училищного курса произведен в подпоручики и направлен служить в 8-й, а затем в 21-й саперные батальоны.

Являясь участником Русско-Японской войны, приказом № 402 по войскам Маньчжурской армии от 31 октября 1905 года за отлично-усердную службу и понесенные труды походной жизни награжден орденом св. Станислава 3 степени.

К концу 1905 года, уже в Киеве, Георгий Георгиевич заведовал обучением в унтер-офицерском классе, а также занимался подготовкой армейских новобранцев.

21 января 1906 года «в ознаменование Монаршей признательности за участие в войне с Японией 1904-1905 гг.» награжден темно-бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте, а 6 октября произведен в поручики.

Дальнейшая инженерная служба для Г.Г. Горшкова продолжалась в разных саперных частях.

23 ноября 1907 года он командирован в Гатчину в Учебный воздухоплавательный парк для прохождения курса в Офицерском классе. Той же осенью в составе экипажа воздушного шара совершил перелет Петербург – Борисоглебск длиной 1150 км.

Через год, 29 сентября 1908 года, закончилась карьера Горшкова-сапера и началась – пилота. Именно в этот день он окончил Офицерский класс учебного воздухоплавательного парка и прикомандирован к его постоянному составу. Далее, в октябре 1908 года он переведен в Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение, а 6 декабря 1909 года награжден орденом св. Анны 3 степени.

Георгий Георгиевич был женат на дочери полковника Портнова, звали ее Екатерина Александровна. В 1911 году у них родился сын Георгий, а в 1914 – Олег.

23 апреля 1910 года поручик Горшков назначен заведующим Гатчинским аэродромом под Петербургом и в том же году 1 сентября пожалован орденом св. Станислава 2 степени, а ровно через месяц произведен в штабс-капитаны и зачислен в постоянный состав Офицерской воздухоплавательной школы.

Никакого аэродрома в Гатчине еще не было. Горшков по сути получил в свое распоряжение земельный участок и команду солдат. Однако почти через полтора месяца аэродром готов к работе. Георгию Георгиевичу очень пригодились знания и навыки, полученные в инженерном училище.

Кроме ангаров на 10-12 самолетов на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими, бензохранилищем, импровизированной метеостанцией, служебными помещениями. Были четко обозначены взлетно-посадочная полоса и место для «катания» – для обучения будущих пилотов управлению аэропланом на земле.

Изюминка творения штабс-капитана Горшкова – взлетно-посадочная полоса, позволявшая взлетать в разных направлениях.

В 1910 году началось обучением пилотированию, инструктором был французский пилот Эдмонд Дюфур. К учебным полетам приступили с 21 мая 1910 года.

В сентябре 1910 года Г.Г. Горшков принимал участие в Всероссийском празднике воздухоплавания, который проводился в Петербурге. Товарищем Георгия Георгиевича по выступлениям оказался человек-легенда российского воздухоплавания летчик С.И. Уточкин.

Летом 1911 года Г.Г. Горшков проходил обучение полетам на самолетах марки «Блерио». Полученный опыт летчик использовал в маневрах войск гвардии и Петроградского военного округа, проходивших в конце августа этого года. Интересно, что летал герой на аэроплане «Фарман». Вторичное участие в подобных маневрах и на аэроплане той же марки состоялось через год, в августе 1912 года.

В июне 1912 года принимал участие в испытаниях российского ранцевого парашюта РК-1 конструктора Г.Е. Котельникова. Для испытаний был изготовлен манекен в виде человека весом около 80 кг. Изобретатель, человек с юмором, облачил куклу в форменную одежду какого-то ведомства и авиационный шлем.

Первое сбрасывание манекена проводилось 6 июня 1912 года с аэростата. Им управлял отважный уралец. 26 сентября Горшков поднял в воздух самолет для нового испытания парашюта. Манекен приземлился весьма удачно.

Несмотря на успешное испытание, главное инженерное управление русской армии не приняло его для производства. Подействовало заявление начальника российских воздушных сил великого князя Александра Михайловича, который считал, что «Парашют вообще в авиации – вещь вредная». Он опасался, что при малейшей неисправности самолета авиаторы будут покидать «казенное имущество». Только после 1917 года парашют Котельникова нашел достойное применение в авиации.

«Илья Муромец Киевский» в полете

Уже в ноябре 1912 года авиатор командирован в г. Варшаву для обучения полетам на аэропланах «Ньюпор».

Таким образом отважный уралец освоил управление всеми существующими на тот момент марками самолетов.

25 июля 1913 года в числе командования Авиационного отделения Офицерской воздухоплавательной школы был лично представлен Императору Николаю II.

31 августа 1913 года Георгию Георгиевичу присвоено звание «Военный летчик». По сути он становится одним из первых военных летчиков в России.

Началась Первая мировая война. С 18 августа штабс-капитан Горшков приступил к формированию постоянного состава Военной авиационной школы, проводил практические занятия с курсантами. Он назначен помощником начальника школы.

19 августа 1914 года назначен командиром воздушного корабля «Илья Муромец Киевский». Этот корабль, построенный по проекту гениального авиаконструктора И.И. Сикорского, участвовал в перелете Петербург-Киев-Петербург в июне 1914 года и поэтому получил к своему основному имени добавку «Киевский».

«Муромцы» – гиганты того времени. Ни в одной армии, принимавшей участие в боевых действиях в этой войне, аналогичных самолетов не было. Он имел размах крыльев почти 31 метр, четыре двигателя, максимальную скорость 100 км/час и мог находиться в полете около 5 часов. Экипаж в составе 7 человек в состоянии вести огонь из 37-мм пушки, двух пулеметов «Максим», двух ручных пулеметов и двух пистолетов «Маузер». Самолет брал на борт до 400 кг бомб. Георгий Георгиевич, неоднократно посещая завод, где строились «Муромцы», сделал определенные рекомендации по улучшению конструкции самолетов. Все они учтены и воплощены.

1 сентября 1914 года последовало производство Горшкова в капитаны.

6 декабря 1914 года – награждение орденом Св. Анны 2 степени. 14 декабря Горшков в составе Эскадры воздушных кораблей выбыл из состава Военной авиационной школы в
действующую армию. Местом его службы стал городок Яблонна в 18 километрах от Варшавы.
Первый полет в Польше уралец совершил 26 января 1915 года. В присутствии конструктора самолета И.И. Сикорского экипаж самолета совершил тренировочный полет с 12 пассажирами на борту. Самолет за 49 минут достиг высоты 2500 метров. Во время полета к машине Горшкова, недалеко от Варшавы, приблизился русский одномоторный самолет «Моран-Салнье». Позднее летчик этого самолета признался, что уже был готов открыть огонь по «Муромцу», приняв его за врага. Многие в России, даже летчики, не верили, что самолеты Сикорского могут подниматься на такие высоты.

В 8 часов утра 27 февраля 1915 года состоялся первый боевой вылет «Ильи Муромца Киевского» под командой капитана Горшкова. Из-за сильной облачности полет не принес никаких результатов.

Хотелось бы отметить, что командование русской армии весьма «прохладно» относилось к этому типу самолетов, явно недооценивая их перспективу наносить массированные бомбовые удары, но полет «Муромца», состоявшийся 28 февраля, показал его высокие боевые качества. Экипаж бомбил траншеи противника.

После бомбардировок 9 и 10 марта станции Вилленбург (Восточная Пруссия), которая была разрушена, как и уничтожены составы, стоящие на ней, экипаж частично поквитался с немцами за погибших здесь в 1914 году русских воинов армии генерала Самсонова. За два дня бомбардировок сброшено более 800 кг бомб. Согласно информации, полученной позднее штабом первой русской армии, рейд вызвал сильную панику. Кроме разрушения железнодорожной станции, поездов и складов, убито два вражеских офицера и семнадцать нижних чинов. Ранен также начальник станции. В одной немецкой газете, полученной в Петрограде, сообщалось, что русские имеют специальные аэропланы, которые вызвали большой ущерб и оказались неуязвимыми для артиллерии.

Автор: Владимир Кутищев

P.S. В статье использованы фотографии
из Интернета и коллекции М. Хайрулина

(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top