Прелесть малой родины

21 апреля 2016
0
3482

13 апреля в областном краеведческом музее в рамках проекта «Жауқазын-2016» открылась выставка юных художников и мастеров рукоделия «Тәуелсіз елдің мұралары». В этот раз свои работы представил центр детского творчества Таскалинского района. До этого гости музея могли увидеть народно-прикладное искусство Акжайыкского района.

Как объяснили организаторы, проект рассчитан на год. За это время народно-прикладное искусство представят все районы области. В конце года будут определены 25 самых талантливых работ.

Гаухар Есенгалиева, экскурсовод областного краеведческого музея, сделала небольшой экскурс в историю:

– Первые упоминания о Таскалинском, а раньше Каменском районе, есть во всеобщей переписи населения Российской империи 1801 года, – рассказала она. – В то время на этих землях стали основываться военные поселения казаков. Таскалинский же район был образован в 1933 году. Он расположен в северо-западной части области и граничит с Россией. Таскала обосновалась в живописном месте, на реке Деркул. Ее окружают невысокие горы, с необычными названиями: Ичка, Сундук, Глазистая.

В райцентре имеется вся необходимая инфраструктура: больница, школы, в том числе физико-математическая школа-гимназия «Сәулет», музыкальная школа, детский сад, колледж и культурно-спортивный комплекс.

На этой выставке в большей части представлено творчество воспитанников Центра детского творчества, на базе которого действуют клуб «Достык», экологическая станция школьников «Юный натуралист», кружки: «Рукоделие», «Декоративно-прикладное искусство», «Рисунок», «Кукольный театр», «Техническое творчество».

Основные темы – традиции и культура казахского народа, дружба и солидарность Независимого государства. Каждая дает возможность ближе познакомиться с поселком и его людьми.

Педагоги ЦДТ гордятся своими талантливыми детьми. Многие из них становились победителями на республиканских и международных конкурсах. Так на республиканском конкурсе «Ғылым әлемін ашамыз», в секции «Робототехника», воспитанник Ахмет Мухаметжанов занял первое место. Ученик СОШ им. Сатпаева Еламан Мертай в этом же конкурсе одержал победу и даже был поощрен министром образования РК Б. Жумагуловым. Победа освободила парня от сдачи ЕНТ и дала возможность без проблем поступить в технический вуз.

На выставке представлены фотографии. Ребята сделали снимки в разное время. В объектив фотоаппарата попали живописные места, животные и птицы, а также самые красивые здания.

Отдельно представлена национальная посуда. Жители Таскалы хорошо знают: в деревянной посуде или кожаных бурдюках кумыс долгое время сохраняет свежесть и целебные свойства. Свой торсык изготовила Жанаргул Ергалиева. Он сделан из обрезков кожи и украшен орнаментом. Процесс изготовления национальной посуды довольно сложный. Выделанную шкуру сначала кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. После этого делают выкройку, украшают орнаментом детали и сшивают. Затем снова сушат, но уже заполнив горячим песком. После просыхания посуды песок высыпают. Сделанный таким образом торсык никогда не потеряет своей формы.

– Издревле у казахов водился обычай: ожидая рождения ребенка, глава семьи шел к мастеру – шеберу – и обязательно заказывал ему астау. К моменту рождения малыша посуда уже должна была находиться в доме родителей. А годы спустя, когда повзрослевшие сын или дочь сами создавали семьи, родители вкупе с общим приданым одаривали детей этой посудой, – объясняет экскурсовод. – Считалось, что она заряжена особой магической силой, способной уберечь дом и семью наследника от злых духов и несчастий. Деревянную посуду натирали конским жиром. Это была первая примитивная полировка.

Валяние шерсти – особая техника, в процессе которой из шерсти создаётся рисунок, делаются объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды и аксессуары. Экскурсовод поясняет, что только натуральный материал обладает способностью сваливаться.

– Шанырак – круг, образующий потолок юрты. Он делается только из березы или черного тальника. Для казахов шанырак имеет большое символическое значение. Это символ дома, домашнего очага, продолжения рода, поэтому не случайно он изображен на гербе современного Казахстана, – продолжают сотрудники музея. – Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение. Шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. Композицию «Киелі шаңырақ» выполнил Диас Уразалиев, руководитель Жанна Хакимовна Буланова.

Ювелирные украшения: узорчатые кольца, воздушные серьги, изящные тонкие браслеты, выполненные руками воспитанников, высоким произведением искусства назвать пока трудно, но уровень подготовки налицо. Год за годом молодые люди оттачивают свое мастерство и возможно некоторые из них в будущем станут известными мастерами. В этом деле нужна особая усидчивость и терпение: изделие испортить легко.

При изготовлении украшений чаще используют более дешевые материалы – латунь, медь. Бывает и серебро, но редко. Прежде чем приступить к делу, разбирают электромоторы, распутывают катушки. Так добывают металл.

Тумар способен оберегать от сглаза и болезней, бесплодия и нечистой силы. Такое украшение сопровождало человека практически с первых дней появления на свет. Новорождённого малыша обязательно защищал треугольный амулет. Композицию «Тұмар» изготовил Қайнар Турганалиев.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top