Прекрасен их союз

29 октября 2015
0
1733

«А это что за инопланетянка?» – удивлялись посетители выставки, глядя на девушку, одетую в серебристый костюм, и двух роботов. Она стояла возле «летающей тарелки» и макетов многоярусных зданий нестандартной архитектуры – города будущего.

– Мы показали будущее время и, в частности, школу… в моем представлении, – улыбаясь, пояснила Венера Кажымуратова. – Учебные заведения напрямую зависят от коммунальных служб: нет своих источников отопления, света, воды, что создает определенные неудобства. Хотелось, чтобы школа была автономной, использовала энергию солнца, ветра и так далее. Поэтому мы расположили солнечную батарею на крыше многоэтажного здания, на которой может приземляться и малогабаритный самолет. Учителя и учащиеся имеют экологически чистый транспорт, возможно, в форме «летающей тарелки». Не секрет, что дети начальных классов к концу занятий устают, хотят спать, поэтому желательно, чтобы были зоны отдыха, релаксации и возможность энергетической подпитки, поэтому вы видите в области солнечного сплетения человечка-робота розетку, благодаря которой можно подключаться к источнику питания.., – она немного смущается, – конечно, это мои фантазии.

– Но почему же? – перебиваю ее, переводя взгляд на здания в стиле хай-тэк. – Зачастую проекты подобного рода лишь поначалу воспринимаются с недоверием, считаясь фантастическими, а по прошествии времени претворяются в жизнь.

Эта работа, выделяющаяся из ряда других на городской выставке, была подготовлена Венерой Кажымуратовой и ее супругом Талгатом Халеловым, она – учитель ИЗО, он – технологии в СОШ №1. Я побывала в ней, мне показали стенды с рисунками учащихся, они – удивительны и прекрасны, как и серия изящных панно ДПИ, выполненных тонкими нитями. На черном лаковом фоне картины танцует девушка-казашка, летают экзотические птицы и бабочки, распускаются цветы. «Вы думаете, это сделали дети, способные к творчеству? Нет, самые обычные, просто надо грамотно обучать их этому искусству, и тогда для них не составит труда воплотить задуманное, – поясняет она. – Когда-то я сама прошла через это».

Венера выросла в отдаленном районе. Училась хорошо, любила рисовать, но по этому предмету не было педагога, и обычно приходил тот учитель, у кого не хватало часов, чаще – физрук. Но поступать все равно решила на художественно-графический факультет. «Я испугалась, когда пришла на подготовительные курсы: абитуриенты, окончившие художественную школу, так хорошо рисовали, иногда я копировала их работы, – вспоминает она. – Но все же поступила. Училось нелегко, ведь не знала даже азов живописи, были тройки и даже двойки, чего уж скрывать, – откровенно признается она. – Однако терпение и труд все перетрут. По окончании института получила направление в Чапаевский район в поселок Анката. Там мы с мужем проработали пятнадцать лет. Сразу, с первого класса, приучала детей рисовать акварелью, требуя иметь набор кистей, палитру, в то время как другие учителя относились к этому проще: работали цветными карандашами».

Так оно и было, я помню по своей учебе, урок рисования не считался серьезным предметом, на нем отдыхали. Верно говорит Венера Санкибаевна, большинство педагогов склоняется к тому, что главное – научить детей читать, решать, писать, а такие дисциплины как рисование, пение считают второстепенными, вот и получается пробел в формировании гармонично развитой личности.

В 2002-м году они переехали в Уральск, ее приняли в СОШ №43 на полставки, что ее угнетало. По-своему она отстаивала свой предмет среди учащихся, спорила с педагогами, объясняла родителям и наконец победила, на следующий год ей дали полные часы. Через восемь лет перешла в СОШ №1, где и работает в тандеме с Талгатом Хазиевичем. Он чуть старше ее, отслужив в армии, также поступил в педагогический институт, где они и познакомились на сельхозработах.

Творить-мастерить вдвоем намного легче и интереснее. Венере повезло, Талгат Хазиевич с полуслова понимает, какую задумку она вынашивает, и начинает готовить основу, рамки, делает «черновую» работу, а ей и ее подопечным остается само творчество. Поэтому ей намного проще реализовывать свои идеи. До двух-трех часов ночи они возились с «городом будущего». А пару лет назад, тоже на городском празднике, ее проект также вызвал восхищение публики: выставку цветов они оживили сценкой с семью гномами мал-мала-меньше. Конечно, иногда помогают родители материалами, поскольку у школы на такие мероприятия нет средств, а хочется сделать что-то необычное. У одной из ее учениц, шестиклассницы Сандигуль Магазовой, состоялась персональная выставка в музее Сакена Гумарова. Нередко в выставочном зале экспонируются работы и других детей. Венера Санкибаевна с первого класса начинает наблюдать за ребятами, если кто-то способен к живописи, рекомендует родителям отвести в художественную школу. Потом они работают совместно, развивая наклонности, а дальше уже следует участие в выставках, что в итоге устраивает всех.

Успехов на конкурсах достигают не только ее подопечные, но и Талгата Хазиевича. В кабинете технологии мне довелось посмотреть оригинальные шкатулки из пластика, предметы посуды, чеканки и прочие поделки. Двое ребят под его руководством, приняв участие в республиканском конкурсе, заняли первые места. Один изготовил изящную резную кукольную мебель из… консервных банок, другой – женские украшения.

У них не только счастливый творческий союз, но и семейный. Своими руками построен большой и уютный дом. Дочери в свое время занимались в художественной школе, дальнейшее образование получили в ЗКАТУ им. Жангир хана, обе инженеры-технологи. Хватит учителей в семье, решили девушки и взялись за второе высшее образование – экономическое. Сейчас Линда работает в строительной компании, Мира – в банке.

Супруги, помимо того, что преподают, занимаются оформительством, внесли лепту и в Назарбаев интеллектуальную школу, и в другие учреждения. «Оформителей сегодня много, но в основном они компьютерщики и в грамотности этой работы, подборе цветов, сочетании тонов, гармонии хромают, поскольку не художники, – замечает Венера Санкибаевна. – Иногда идешь по городу, видишь неплохой проект, но из-за недочетов он не дотягивает до высшей оценки. А бывает, через несколько лет встречаешь – свой, измененный, но под другим авторством. Учитель не только теоретик, в большей мере – практик, побуждающий у детей непреодолимое желание сделать что-то своими руками. «Голый» учитель – это неинтересно, нерационально и скучно».

Фото: Ярослав Кулик и из семейного альбома
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top