Праздник для всех

26 апреля 2018
0
297

Когда мы говорим о праздновании Первого мая, то в памяти всплывают эпизоды, связанные с Ассамблеей народа Казахстана ЗКО, с колоннами улыбающихся людей в национальных костюмах, юртами и щедрым угощением, детскими выступлениями и другими радостными событиями. А что несет этот праздник, как он возник?

Вряд ли сегодня найдется человек, который не любит 1 мая. И у каждого на это есть свои основания: кому-то нравится, что в этот день можно не выходить на работу и просто отдохнуть, кто-то едет на природу, на дачу, другие – на главную площадь города, поучаствовать в праздничном мероприятии или посмотреть его, встретиться с товарищами и так далее. Но задумываются ли люди, почему праздник именно в этот день?

Корнями он уходит в глубокую древность, а не в советскую эпоху, как считают некоторые. Первый майский день отмечали еще в древней Греции, почитая богиню плодородия Майю, делая жертвоприношения ради будущего урожая. У древних славян в это время чествовали богиню Живу, оживляющую природу с приходом весны. Наступал посевной период.

В 1856 году в Австралии накануне мая прокатились волнения рабочих, потребовавших сокращения трудового дня с 14 часов до 8, что им удалось добиться. Когда же забастовали в США, в Чикаго, выдвинув те же требования, противостояние переросло в стычку, погибли люди. Тогда демонстранты вновь организовали митинг, но уже против правительства и насильственного подавления пикетчиков, что закончилось трагедией. В других странах узнали о так называемой майской революции и переняли опыт борьбы рабочего класса за свои права, в том числе в Российской империи.

Подпольно организовывались маевки, где обсуждались проблемы эксплуатируемых трудящихся и пути их решения. В Петербурге первая пролетарская маевка состоялась в 1894 году, а в Москве годом позже. В 1917 году этот день отмечали уже массово, с призывами и лозунгами в общественных местах. С тех пор на советском пространстве 1 мая стал Днем международной солидарности трудящихся. На транспарантах писали: «Да здравствует 1 мая!», «Мир, труд, май!», «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!».

У людей старшего поколения живы воспоминания о демонстрациях, проводимых под руководством коммунистической партии Советского Союза. К ним готовились заранее и в школе, и на предприятиях. Помню, на уроках труда школьники начальных классов делали цветочки из цветной бумаги, прикручивая их проволокой к веточкам от деревьев. Кто-то задолго до этого ставил веточки в бутылку или банку с водой, чтобы распустились молодые листики, и такие украшения в колоннах демонстрантов были самыми красивыми. Надували разноцветные шары, покупали красные флажки с надписями: «СССР», «Мир», «Труд» и так далее. Надевали праздничную одежду и семьями шли на центральную улицу. Кстати, демонстрации проходили дважды в год: 1 мая и 7 ноября – в честь Октябрьской революции.

Коллективы предприятий, организаций, учащиеся школ и других учебных заведений собирались в заранее оговоренном, согласно плану построения, месте, и ожидали своей очереди для прохождения по площади, мимо трибуны с представителями местной власти. Период ожидания все коротали по-разному. Молодежь просто ждала, общаясь между собой, а люди постарше использовали предоставленное время для коллективного веселья: баянист играл, окружающие танцевали, пели «Катюшу», «Смуглянку» и другие песни.

Хотя, если откровенно, наст-роение не у всех было радужное: кто-то сетовал, что надо убираться на дачном участке, клеить обои в квартире, студентам из поселков хотелось вырваться домой, кому-то съездить к родственникам, кому-то отдохнуть после смены… словом, у всех были свои хлопоты. Но кого это волновало? Отметить Первомай считалось наиважнейшим делом.

Хорошо, если руководители коллективов лояльно относились к посещению этого мероприятия, так сказать, кто может – приходите. Но мне почему-то не везло в этом плане, кроме того я иногда была ответственная и ни разу за все годы не пропустила ни одной демонстрации. В мае погода теплая, а в ноябре, бывало, что и снег уже лежал, а мы стоим на морозе и ждем шествования мимо трибуны. Намерзнемся и устанем так, что уже не до пафосных лозунгов и портретов членов Политбюро ЦК КПСС, которые несли в колоннах. С тех пор и не только у меня остался неприятный осадок от добровольно-принудительного посещения демонстраций. Бывало, что с нас брали подписи об обязательном участии и грозили: кто не явится, будет лишен премии или отодвинут в очереди на получение квартиры или места в детсаде. Такие были времена.

Сегодня в каждой стране этот день носит свое название. У соседей, в России, называется Праздником весны и труда, в нашем государстве – Праздником единства народа Казахстана. И организуется несколько по-другому. Трибуны с местными органами власти уже нет, вместо нее появилась ложа, в которой располагаются представители акиматов, аксакалы, матери-героини, уважаемые люди, участники Великой Отечественной войны, словом, любой гражданин может пройти в нее, присесть и полюбоваться праздничным действом.

А посмотреть есть на что. Как правило, праздник начинается с театрализованного представления с участием малышей, затем детей постарше. Здесь и танцевальные номера, и песни, и флешмобы, и сценки. Студенты, молодые ученые из высших учебных заведений и работающая молодежь готовят свои программы, радуя новыми инициативами и идеями. Актеры драматических театров, у нас их в городе два: казахский и русский, представляют национальных героев-батыров, композиторов, чьи имена вписаны в историю Казахстана: Жангир хана, Абулхаир хана, Исатая, Курмангазы, Дину Нурпеисову, великих поэтов, писателей и просветителей: Пушкина, Горького, Абая…

Бывает, байкеры участвуют, привнося своей нерядовой экипировкой и крутыми машинами оживление и интерес. Статные кони с наездниками, танец с голубями, в исполнении детей и выпускание в небо птиц, символизирующих мир, восхищает собравшихся. А их – тысячи: горожан и гостей из соседних городов РК и приграничных областей РФ, и сельчан приехавших на один из самых значимых праздников в нашей республике.

Особое внимание привлекают инициативы Ассамблеи народа Казахстана ЗКО – уникального института по укреплению дружбы и согласия этносов, здесь он представлен во всей красе. Этнокультурные объединения, приходят в своих национальных костюмах, демонстрируют культуру и традиции, угощают народ сладостями и выпечкой. Благодаря праздникам, устраиваемым ЭКО, мы узнали настоящий вкус коже, шубата, эчпочмака и других кулинарных изысков.

Многочисленные сценические площадки ДК и городского парка культуры и отдыха дарят радость концертами лучших творческих коллективов края и звезд казахстанской эстрады. Проходят спортивные турниры, награждения лучших по профессии, конкурсы детских рисунков на асфальте и многое, многое другое. Праздник завершается фейерверком.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top