Поворот сознания

12 января 2017
0
1839

Неужели простолюдин может испытывать те же чувства, что и высокое дворянское общество? Беззаветно любить, страдать? Такие мысли вызвало произведение Николая Карамзина «Бедная Лиза», написанное им в 1792 году и до сих пор волнующее читателей всего мира. Мелодрама.
Об этом и более серьезном, страшном говорили на вечере, посвящённом 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина, историографа, родоначальника русской сентиментальной литературы, писателя, критика, публициста в музее «Старый Уральскъ».

Школьники удивили

Вечер начался с приятного – вручения дипломов победителям исторической викторины, посвященной 250-летию Н.М. Карамзина (1766-1826 гг.), которая состоялась среди учащихся школ города. Но награды вручили не сразу, сначала «помучили» взрослых, пришедших на мероприятие. Чем? Задали те же вопросы, что и детям, чтобы узнать, насколько они осведомлены, и напомнить о великом писателе. Вопросы касались даты и места рождения Карамзина, его произведений, событий двухвековой давности, и, надо сказать, что время от времени присутствующие находились в замешательстве, затрудняясь найти ответы.

«Четвертый вопрос, пожалуй, был самым трудным, – говорит сотрудник областной детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова Сергей Быков, ведущий двух мероприятий. – Он звучал так: Верховная Дума при царе Фёдоре Иоанновиче была составлена его отцом царем Иоанном. В нее вошли пять вельмож. Назовите их имена». В отличие от учащихся, мало кто из культурной общественности смог перечислить фамилии Милославского, Юрьева, Шуйского, Бельского, Годунова. Словом, познания учащихся приятно удивили всех, а между тем в школьной программе Карамзина нет. Ребят за короткий срок подготовили педагоги СОШ, за что и были отмечены благодарственными письмами: Н.А. Васильева, библиотекарь СОШ №16, С.А. Ерёмин, учитель СОШ №24, В.В. Мамницкий – лицей №35, Н.М. Классина – СОШ №7.

Участникам вручили дипломы и книги из серии «ЖЗЛ»: Екатерине Шепель и Ирине Завьяловой из СОШ №16, Вере Шваковой и Александре Никоновой – СОШ №24. Три призовых места завоевали: Илья Шамагин, СОШ №7 (1 место), Руслан Мифтахов, лицей №35, Андрей Беляк, СОШ №7.

Вице-консул РФ в Уральске Юрий Пономарёв, он же член жюри конкурса, высказал теплые слова в адрес наших ребят и обширной деятельности музея «Старый Уральскъ», отметив, что с каждым годом краеведы привлекают все больше молодежи к участию в мероприятиях. И сделал важное сообщение: желающие получить образование в российских вузах могут зарегистрироваться на сайте Генерального Консульства РФ, регистрация продлится до 31 января. В прошлом году на бюджетные места из Уральска прошли 15 человек.

Разве они могут любить?

Карамзин был дитя своего времени – 18 века – века авантюризма, куртуазности, пышного барокко и кокетливого рококо, а самое главное, века Просвещения, когда образование начало распространяться на широкие круги населения, появилось научное мировоззрение. Если мы говорим о просвещении, то на ум приходят имена великих просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо. Нет свидетельств, что Карамзин встречался с ними, но известно, что вел беседу с Эммануилом Кантом в Кёнигсберге. Был в Париже в период Великой Французской революции, после чего стал ярым противником революций вообще, считая, что они не дают пользы, уничтожая то, что есть, и приносят громадные бедствия, рассказывает кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель ЗКГУ им. М. Утемисова Галина Гурьева.

После путешествия по Европе, написал «Письма русского путешественника», избрав эпистолярную форму, то есть так, как писали письма и как говорили. С этого произведения начинается реформа русского языка. Что это значит? Классицизм, предшествовавший сентиментализму, был основным художественным течением и требовал высокого стиля, а Карамзин все это ломает: пишет с нежностью, передает душевные переживания; с него и начинаются изменения в языке. Это произведение тоже из разряда сентиментальных.

Но ярким, пронзительным произведением сентиментализма все же является «Бедная Лиза». Это время Екатерины, крепостной России, когда крестьянин не считался за человека, когда его могли обменять на породистого щенка, когда жену могли продать в одно место, мужа – в другое, а их ребенка – в третье, когда считалось, что крестьяне не имеют чувств.

«Бедная Лиза» стала для дворянской России громаднейшим открытием, показав, что крестьянки умеют любить, тонко чувствовать! Это открытие поразило дворян, они стали задумываться о крепостных, об их судьбах, что в какой-то степени повлияло на ход событий, в частности, на восстание декабристов 1825 года. Карамзин был свидетелем этого восстания. Там он простудился, так и не оправившись, весной следующего года скончался, констатирует Галина Герасимовна.

В 1802 году он написал историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», о том, как Иван III сумел сломить сопротивление Новагорода, после чего Александр I дает ему звание историографа. Карамзин начинает работать над «Историей государства Российского», получив доступ к архивам, что было важно для него. В 1818 году выходят сразу восемь томов произведения.

Историю создают люди, описывают – историки, но образ истории в масках передают писатели, художники, композиторы, творческие люди. Мало кто читал «Историю государства Российского», значительно больше читали «Бориса Годунова», еще больше слушали одноименную оперу Мусоргского. Тарковский снял по ней потрясающий фильм. Над этой темой работал и Сергей Бондарчук, но его фильм провалился на кинофестивале в Каннах. «Ностальгия» Тарковского взяла Пальмовую ветвь. Словом, эстафету о Борисе Годунове подхватили многие творческие люди, спектакль был поставлен и на сцене нашего драмтеатра им. А.Н. Островского, который прошел с аншлагом.

Кто не согласен

Александр Ялфимов, писатель-фольклорист, человек, обладающий феноменальной памятью, увлекательно и живо поведал жизненные перипетии царей того далекого времени, приближенных к ним особ, хитросплетения дворцовых переворотов, гнусных интриг, убийств… За время правления Бориса Годунова вымерло 50% населения Руси. Рассказ долгий, эмоциональный вызвал много вопросов и споров, в том числе и о Марине Мнишек, жене двух Лжедмитриев, бывавшей в Приуралье. Сергей Быков с чувством прочел стихи о «коронованной русской царице» уральской поэтессы Татьяны Азовской «Маринкин яр».

Александр Петрович при всем своем уважении к трудам Карамзина – национального достояния России, все-таки кое в чем с ним не согласен. В том, что, по документам Карамзина, яицкие казаки произошли от донских. Ничего подобного, заявляет Ялфимов, поскольку в одном из литературных источников из ссылки 1632 года известно: «Из 950 казаков, проживающих на тот момент на Яике, ни одного – происхождением из Дона, нет». И впоследствии, когда велась перепись населения, из 3,5 тысячи казаков оказалось лишь 50 выходцев с донского края. Категорически выступает он и против того, что казаки, «потешившись с женщинами, убивали их и уходили в походы». Никогда такого не было и быть не могло, убежденно говорит Александр Петрович, ибо казаки – верующие люди, и не позволили бы себе такого. Опровергал он и другие моменты. Гости, затаив дыхание, слушали о том Смутном времени, запутанном, непонятном, осветить которое в рамках газетной полосы не представляется возможным.

Напомним, что прошедший год в РФ был Годом Карамзина, не остались в стороне и мы от этого знакового события. Мероприятие закончилось казачьим концертом под руководством Натальи Комаровой.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top