Потенциал «зеленого пакета»

20 февраля 2014
0
1575

Учащиеся второй смены к концу занятий устают, плохо усваивают материал, становятся вялыми или наоборот раздражительными… В чем причины? Как показал аудит, одна из них – слабая освещенность в классах. А между тем нынешнее освещение – обычными лампами накаливания, используемое повсеместно и привычное для нас, вроде бы, не вызывает неудобств, до тех пор, пока не начинаешь пользоваться другими источниками света и осознавать, насколько оно тусклое.

В СОШ №23 один из классов планируется сделать показательным в плане модернизации освещения. Помимо этого вводится еще одно ноу-хау – «Зеленый Пакет для Каспийского региона Казахстана» – мультимедийный экологический образовательный ресурс, побуждающий с детского возраста размышлять о том, в какой среде мы живем, и что нас ожидает в будущем, если мы…

Да-да, если мы должным образом не позаботимся об охране окружающей среды, энергосбережении, здоровье, рачительном использовании природных богатств и многом другом, чем пользуемся, питаемся, вдыхаем, слушаем… Ибо вторая сторона любого аспекта жизни при бездумном использовании не просто несет негатив, а – разрушение, и подрастающему поколению необходимо осознать это со школьной скамьи. Об этом и позаботились разработчики проекта «Зеленый Пакет для Каспийского региона Казахстана»: Региональный экологический центр Центральной и Восточной Европы при поддержке ПРООН в сотрудничестве с аналогичным центром Центральной Азии и при содействии Министерства окружающей среды РК, ряда организаций Германии и Казахстана.

СОШ №23 – единственная пилотная школа в Западно-Казахстанской области, участвующая в апробации «Зеленого Пакета», которая и далее будет задействована в аналогичных проектах в Прикаспийском регионе Казахстана наряду с Актау и Атырау.

– Так случилось, что я участвовала в семинарах по охране окружающей среды в других городах, а в конце года уже у нас состоялся очередной, затем исследования по энергосбережению, где был сделан акцент на некоторых болевых точках: вопросах вентиляции, освещенности, теплопотерь, а также содержании углекислого газа в учебном заведении. Аудит показал несоответствие показателей стандарту. О вентиляции говорить не приходится, ибо нет смысла вносить изменения – здание старое, сверлить стены и что-то делать в этом роде нерезонно, – рассказывает Юлия Александровна Калашникова, учитель биологии, координатор проекта в нашей области. – Интерес вызвала работа с тепловизором: прибором, внешне напоминающим видеокамеру. Его луч, исследуя инфракрасные излучения, к примеру, стен по периметру оконных рам, фиксировал места, где имеются теплопотери. Что можно сделать в этом случае, чтобы хоть как-то воспрепятствовать оттоку тепла наружу? Предлагались различные средства – самое простое – применить специальный материал – крафт-бумагу, покрытую с одной стороны алюминиевой фольгой, она недорогая, но эффективная. Располагая ее за радиатором отопления отражательной стороной внутрь помещения, можно обеспечить более комфортную температуру воздуха. Еще один из вариантов – это использование теплозавесы – современного энергосберегающего оборудования, что, к сожалению, неприемлемо из-за дороговизны. Пришли к выводу, что заменим окна в кабинете биологии и экологии, поскольку известно: из-за старых оконных рам теплопотери составляют более 20% от общих потерь в помещении. Ну и освещение, – продолжает руководитель экологического кружка в школе. – Дети к пятому-шестому урокам становятся медлительными и слабо усваивают материал. При определении уровня освещенности, мы наблюдали занятную картину: крышки парт и столов отражались фиолетовым цветом, что свидетельствует о плохом освещении и напрямую влияет на восприятие информации. Чтобы оно соответствовало нормативу, его надо увеличить в 300 раз! Рациональнее всего заменить существующие обычные лампы накаливания на светодиодные, у которых световой поток намного превосходит традиционные, кроме того они имеют десять лет гарантии. Эксперты посоветовали, ни в коем случае не покупать ни рамы, ни лампы китайского производства. Любопытны результаты и по определению количества углекислого газа в классе до занятий и к концу их, понятно, что его содержание увеличивается.

– Цель проекта «Зеленый Пакет для Каспийского региона Казахстана» в информировании населения, повышении потенциала директоров, учителей, методистов и продвижении его в систему среднего образования, в том числе дополнительного, а также разработке методических пособий с планами уроков по приоритетным задачам. Надо сказать, что одна из сельских школ в Карагандинской области, связавшись с организаторами проекта и при хорошей финансовой поддержке, развернула деятельность в этом направлении и реально воплотила его в жизнь, после чего буквально ожила, там увеличился приток детей, хотя до этого времени функционировала слабо, – говорит Ольга Николаевна Шеломанова, учитель географии и помощник координатора. – Что представляет проект? Это диск CD-ROM, пособие и тесты «Проблемы и дилеммы» на государственном и русском языках, которые можно использовать на любом предмете в школе, – она демонстрирует ресурс.

Материал действительно не просто вызывает интерес, а производит сильное впечатление емкостью тем, манерой подачи и проблематичностью. К примеру, по теме загрязнения водоемов, к просмотру предлагается анимация: в реке спокойно плавают рыбы разных пород и после попадания туда сточных вод, сброса отходов промышленными предприятиями вода загрязняется, рыба гибнет, и вот уже поверхность воды «усеяна» множеством могильных плит. В течение нескольких секунд мы стали свидетелями гибели фауны, к чему неуклонно идем только в более медленном темпе. Человек все больше и больше производит отходов, что разрушает природное равновесие. Отходы не должны выделяться в среду более интенсивно, чем природа может их разложить и переработать, или, по крайней мере, обезвредить. Утилизация отходов, замкнутый цикл использования воды в промышленности, построение очистных сооружений – актуальные вопросы современности.

Другая анимация направлена на тему здоровья: на сжатую в клубок фигурку человека со всех сторон «обрушиваются» нездоровая пища, сигаретный дым, выхлопные газы, вредные напитки, строительные материалы, выделяющие вредные вещества… На лице и во всем облике испуганного «человечка» желание спрятаться, заслониться от пагубных воздействий! Давно известно, на здоровье человека влияет качество пищи, воды, воздуха, жилья. ВОЗ констатирует, что здоровье зависит на 50-60% от уровня экономического развития, 20-30% от воздействия экологических факторов и только на 15-20% от развития системы здравоохранения.

Или другая задачка для школьников: «Вы – руководитель коммунальной службы. Количество отходов увеличивается с каждым годом. Какие меры примете?» Тут же даны ответы: разработаете программу на снижение бытовых отходов, их переработку и вторичное использование, потребуете создать эффективную систему их сбора, транспортировки и переработки, увеличите тарифы и так далее. Словом, вполне серьезная пища для размышлений растущему поколению. А почему бы и нет, им строить будущее. Я привела лишь часть примеров из обширной образовательной программы пособия.

– Программу «зеленой» экономики активно поддержали пятнадцать учителей, областной и городской отделы образования и, конечно, директор нашей школы, заинтересовались ученики, – продолжает Юлия Александровна.– Пригласим родителей, чтобы они послушали из уст учащихся данную информацию. В сотрудничестве с ОО «ЭкоДАР» разработаем свою программу, проведем акции с расклеиванием листовок и так далее. Планируем провести семинар для учителей химии, биологии и географии, областной экологический конкурс с использованием этих материалов, а также поучаствовать в конкурсе в Караганде. Одна из наших учениц Марина Зинтенис стала победителем в областном конкурсе научных проектов. Возможно, помимо органов образования к модернизации освещения в школах проявят интерес и местные органы власти. Вопросы охраны окружающей среды, энергосбережения и соответственно здоровья – в наших руках.

Наталья Жукова
Фото из архива СОШ №23

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top