Потенциал наследия

21 июля 2022
0
721

В ходе совместного заседания палат Парламента Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана, в котором обнародовал приоритетные цели социально-экономического развития страны на предстоящий период. В ходе своего выступления Президент в том числе поднял вопросы по развитию культуры.

«В вопросах консолидации общества, укрепления национальной идентичности большая роль отводится эффективному использованию исторического наследия и культурного потенциала страны. В этом плане Казахстан имеет широкие возможности, в том числе для выгодного позиционирования на международной арене», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Вместе с тем Глава государства добавил, что наша политика в этом вопросе требует пересмотра. «Сейчас государство почему-то чаще всего финансирует проекты только определенных деятелей, которые с удовольствием поглощают бюджет. Молодые и талантливые скульпторы, художники, теа-тралы, музыканты, литераторы, которые осваивают новые жанровые форматы и постоянно экспериментируют, но при этом выживают за счет меценатов, и они остаются как бы в андеграунде. А ведь благодаря им казахстанская культура приобретает глобальное звучание. Поэтому Правительству совместно с экспертами нужно до конца года предоставить план практических мер, направленных на продвижение новой культуры и ее талантливых представителей», – заявил Президент.

Салтанат Куспаева и Тогжан Бабиева известные в Казахстане молодые и талантливые художники-декораторы, работающие в этническом направлении. Они мастерски миксуют в своих работах старину и современность. Их картины, наполненные символами и образами, восхищают и удивляют. Девушки не боятся экспериментировать. Как говорят они сами, художник не должен ограничивать себя в самовыражении. Никаких рамок – только полет творческой мысли.

Напомним, что Салтанат и Тогжан неоднократно становились участницами различных международных выставок. Их творчество высоко оценили в Саудовской Аравии, в России. В 2020 году они представили коллекцию в Санкт-Петербурге на международной ярмарке изобразительного искусства «Понаехали!». И снова признание.

Девушки также являются членами Союза дизайнеров, Союза ремесленников Республики Казахстан. Свой дуэт они назвали «Текемет», он организован в 2015 году.

В их творческой мастерской идеи словно витают в воздухе, нужно лишь ухватить. Дальше дело техники. В своих работах художницы пропагандируют любовь к национальной культуре и уважение к традициям. Воспитывать в молодом поколении любовь к культуре своего народа и истории только словами не получится, все должно быть наглядно.

– У нас много работ, посвященных семейным ценностям, институту семьи, – рассказывает Тогжан. – Если быть точнее, мы отображаем традиции казахского народа – беташар, бата беру, бесик салу. Посмотрев картины, даже не знающий человек поймет, какие именно обычаи есть у казахов и для чего они придуманы. Некоторые образы в панно очень символичны. Каждый символ можно расшифровать.

Салтанат и Тогжан вместе уже много лет. Познакомились в ЗКГУ. В одно время поступили на факультет декоративно-прикладного искусства. Сидели за одной партой. Тогжан работала в ЗКГУ, учила студентов факультета, где училась сама. Салтанат в это время работала в колледже. Преподавать было интересно, но хотелось творить самим, создавать что-то свое, красивое и обязательно с опорой на традиции и обычаи народа. Объединились.

В 2014 году сделаны первые три работы, которые отправились в Италию в виде подарка.

– Тогда Салтанат поехала туда, повезла панно в качестве подарка, – рассказывает Токжан. – У итальянцев оно вызвало восторг. Это были тоже тотемные знаки, в этническом стиле, в котором ярко отражен дух кочевничества. У Салтанат было желание подчеркнуть свою национальную принадлежность, ознакомить немного с казахской культурой. И, конечно, картины понравились и стали оригинальным украшением итальянского дома. Та семья имеет родословную, свой герб. Они проживают в фамильном замке, богатые люди. Их реакция побудила нас начать работать в этом направлении. Мы до этого находились в рекламной сфере, занимались дизайном. У нас неплохо все получалось, купили мастерскую, оборудование, в общем развивались. Но идея создать что-то особенное не оставляла нас до тех пор, пока мы не занялись этим конкретно. О программе «Рухани жаңғыру» в те годы не было и речи.

Сегодня художницы известны не только в Казахстане, но и в мире. Их выставки проходили в Арабских Эмиратах, в городе Абу-Даби, куда они приехали по приглашению фонда шейха Заида. После этого стали участницами ЭКСПО, наряду с другими художниками представляли свое искусство. Стали дипломантами конкурса «Щебер», организованного Союзом ремесленников Казахстана в Алматы, затем и в Нур-Султане.

Попасть в Союз художников Казахстана непросто, но они экзамен выдержали. Теперь поддерживают связь между ремесленниками страны. Лучшие мастера с интересом отнеслись к работам уральских художниц. Оказалось, что их творчество находится в некотором отрыве от всех других мастеров. У них своя индивидуальная техника, свой стиль и свое мировоззрение.

– У нас действительно не было перед глазами никакого ориентира. Мы варились в собственном соку. И оказалось, кардинально отличаемся от других. В этом смысле стали для них открытием. Но мы не успокаиваемся, не радуемся признанию, а продолжаем учиться.

Северная столица России два года назад художникам из Казахстана распахнула свои теплые объятия. Участниками международной ярмарки изобразительного искусства «Понаехали!» стало огромное количество художников, со всех частей света, современников, которые продемонстрировали, каким необыкновенно разнообразным и прекрасным может быть мир искусства.

– Творчество художниц – это демонстрация постоянного поиска, они рушат и раздвигают границы традиционных форм, каждой своей работой проникают и утверждаются в сознании нового зрителя, – представляли их организаторы выставки.

Чтобы попасть в Санкт-Петербург, они совершили невозможное – за короткий срок, точнее за два месяца, создали новую коллекцию, ведь незадолго до поездки в их салоне случился пожар, в котором уничтожены все картины.

На ярмарке они встретились с художниками, чьи имена читали лишь в учебниках. Среди них члены Академии художеств России, Италии, авторы, чьи работы выставляются в лучших мировых галереях. И именно они отмечали, что творчество казахстанских художников заметно выделяется как по стилю исполнения, так по творческим замыслам. За неординарность и самобытность работы Салтанат и Тогжан назвали новой ветвью эволюции в искусстве, неповторимой и сугубо индивидуальной.

– Даже во время пандемии мы не оставались ни дня без дела, – рассказывают девушки. – Особенно часто заказы поступали на изготовление шежіре – генеалогической родословной. И это оказалось тем самым продуктом, который, как оказалось, долго ждали. Мы разработали свою концепцию, отображающую древо целого рода. Каждый заказ выполняется с необычайной скрупулезностью, соблюдением всех исторических и художественных тонкостей. Внимательно относимся ко всем деталям и мелочам.

В 2004 году сфера культуры в Казахстане получила мощный импульс развития, подкрепленная финансовыми ресурсами и высокой творческой отдачей. Программа «Культурное наследие» стала отправной точкой масштабной работы по сохранению и развитию отечественной культуры. Историко-культурное наследие является важнейшим признаком цивилизованного общества, оно включает в себе духовно-нравственные и материальные ценности, которые не просто переходят от одного поколения к другому, а требуют приложения огромных усилий и средств в национальном, государственном масштабе. Культурное наследие – одна из основ формирования самосознания, оно обладает огромным потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top