Пополнение из достойных

2 июля 2015
0
3632

По национальности Намик Байрамов азербайджанец, а вот в душе, казак, как и его прадед Мамедов Джалал. Молодой человек уверен – казаком может быть каждый, главное, по-настоящему хотеть. Последние несколько лет он возглавляет молодежное крыло объединения «Уральско-Яикское казачество». Чтобы отличаться от старших, придумали название «Хуторок Владимирский». Назвали в честь отца Владимира, священника Преображенской церкви. Тот об этом не знал, хотя в принципе не против – под его именем занимаются богоугодным делом.

По списку ребят больше полусотни, на встречу пришли четверо. Объясняют: летом собраться сложнее, у всех дела, тем более заранее не предупредили. С энтузиазмом рассказывают о насыщенной общественной жизни.

А. Авилов с воспитанниками

Мы встретились с ними во дворе частного дома Александра, пожилого мужчины, к которому «тимуровцы» иногда заглядывают. Владелец двора держит несколько голов КРС, птицу и кроликов, а значит, помощи всегда рад. Хозяин уточняет: чаще других бывает Намик. Другие приходят, но на озеро, оно совсем рядом, развлекаются – ловят рыбу, отдыхают. Сегодня вместе с лидером пришли еще трое. Среди них учащийся лицея № 4 17-летний Александр Куренских, в молодежном объединении он уже больше двух лет. Фамилия типичная, дед, по рассказам родителей, был настоящим казаком. Память о нем в семье передают из уст в уста. Наслушавшись рассказов о его подвигах, Александр решил податься в казаки. Несколько сожалеет, что жизнь изменилась – ни на коне по полю промчаться, ни шашкой помахать, в основном культурные акции.

Немного стесняясь, рассказывает, что участвовал в туристическом слете, вместе с другими ездил пенсионерам помогать по хозяйству: убирал двор от мусора, вскапывал огород. Признается – работы не боится, да и творить добрые дела нравится.

Алихан Алиев – казах, студент лицея № 5, спортсмен, тоже здесь. Пришел в «Хуторок» ради интереса. Узнал от друзей, что они входят в казачье объединение, патрулируют улицы города. Загорелся, попросился в отряд добровольцем. Приняли. Казаков в его роду нет, но это для него неважно. Ему нравится жить по казацким законам. Устав выучил наизусть, принципы главные выделил: нужно почитать старших, уважать женщин и не обижать слабых. А если возникнет необходимость, то встать на защиту Родины.

У каждого казака форма и документ, подтверждающий причастность к объединению. Но недоразумения все-таки случаются. Во время рейда по поддержанию правопорядка на улицах города их самих останавливают сотрудники полиции и пытаются выяснить, почему молодые люди, среди которых также несовершеннолетние, разгуливают по городу в форме с погонами. Приходится объяснять, а если не получается, вызывать на подмогу старших.

Намик с нескрываемым восторгом рассказывает о молодежном движении. Заметно приукрашивает, для пущей важности, но это рассказ не портит. Для начала делает небольшой экскурс в историю, как говорит сам, чтобы все было понятно:

– В свое время в состав казачьих войск входили не только русские, но и представители других наций: калмыки, татары и азербайджанцы тоже, – говорит он. – Их, наверное, было не так много, поэтому сейчас сей факт вызывает удивление. Но само слово «казак» имеет тюркские корни. В переводе на русский язык – свободная птица. Казаки были вольными и свободолюбивыми, где их только не носило, а значит, могли к ним присоединяться разные люди, почему бы нет? Раньше напротив храма Архангела Михаила была мечеть. Так, когда казачье войско входило в город, оно сразу делилось на две части, одна заезжала в храм, а другая в мечеть. В поход их также благословляли православный и мусульманский священники.

Мне всегда была интересна жизнь казаков, не зря же мой прадед когда-то к ним примкнул, что-то его потянуло, я, получается, пошел вслед за ним. Поменял веру, стал православным. Хотя, если честно признаться, встречаю непонимание со стороны. Особо ревнивые, не скрывая, возмущаются, каким боком я сюда приклеился, приходится доказывать. Но, согласитесь, предъявлять претензии в этом вопросе, глупо. Казачество всегда считалось сословием, в состав которого входили люди разные, и по вере тоже. Председатель нашего объединения «Уральско-Яикское казачество» Анатолий Александрович Авилов лучше других это понимает. Наверное, поэтому в его рядах разная молодежь. Почему бы не стать юноше казаком, если у него есть интерес? К тому же исторически доказано: казаки уделяли много внимания воспитанию подрастающего поколения. А сейчас это особенно актуально, много неполных семей, где отсутствуют отцы. Дефицит мужского внимания сказывается, отсюда рост преступности. Значит, надо воспитывать.

В молодежное объединение может вступить каждый желающий, достаточно прийти в офис и подать прошение в совет старейшин, в состав которого входят уважаемые люди, всего 12 человек. Они решают, принимать или нет. Отказов, как правило, не бывает. Но есть испытательный срок, в течение года молодой человек должен проявить себя.

Максим Емуранов в отличие от остальных ребят имя своего деда – казака знает, его звали Сергей Иванаев, он был коренной уралец. Сохранилась даже фотография, где он в форме и с ногайкой. Грудь украшают медали.

– Я работал в одной организации, – рассказывает Максим. – У моего коллеги сын Михаил Вологин входил в «Уральско-Яикское казачество». Мне стало интересно, я все расспрашивал, чем они там занимаются, однажды спросил, могут ли меня принять. Оказалось, ничего сложного нет. Нужно прийти на большой круг, рассказать, кто ты, откуда, почему возник интерес. В общем, меня приняли, со временем выдали удостоверение. Но вот формы до сих пор нет, нужен большой размер, пока не сшили. Моя супруга Светлана тоже входит в молодежное крыло. Это ведь история, и нам она интересна. Мы приходим на все городские мероприятия, участвуем в работе Ассамблеи, хотя времени мало. Я, например, занимаюсь предпринимательством. Первым делом стараемся помочь старикам, которые обращаются к нам за помощью. Возможно, кто-то подумает, что в казаки идут ради формы, это не так. У каждого человека должны быть духовные интересы, не зря же говорится в народе – «не хлебом единым». Я лично нашел свое призвание, и мне нравится. К тому же таким образом я чувствую невидимую связь со своим дедом.

– Все трудовые десанты проводятся на добровольной основе, – добавляет Намик. – Так как в группе есть несовершеннолетние, то больше двух часов не работаем. Кстати, патрули были моей инициативой. Кому-то это покажется не столь важным, но мне кажется, молодое поколение нужно воспитывать в духе гражданской ответственности. Каждый год в объединение «Хуторок Владимирский» приходят новые ребята. Остаются не все, только те, кто понимает: это дело для них.

Фото Ярослава Кулика и из семейного архива
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top