Помощь придет вовремя

11 июля 2019
0
277

– Страх? – командир отделения специализированной пожарной части № 1 Мейрамбек Турсунбаев на минуту задумывается. – Я работаю много лет. Всякое видел. Нормальному человеку, когда он в опасности, должно быть страшно. Но у меня, наверное, страх-то не за себя, а за свою команду.

Сигнал. Команда за считанные минуты экипируется, садится в машину и выезжает на место возгорания. Случаи разные. Горит степь, дома, производственные базы. Но об этом спасатели рассказывают с неохотой.

Они далеки от красноречия: привыкли делать свою работу и не ждать похвалы.

– О чем говорить? – серьезно спрашивает ветеран части Степаныч. Так его зовут коллеги. Полное же имя Сергей Степанович Захаров.

– Сразу и не выделишь что-то, если изо дня в день этим занимаешься.

Степаныч пришел в часть в 1996 году. Начинал пожарным, затем был командиром отделения, водителем. Сейчас он в дежурной части. Его задача, как диспетчера, принять вызов и за минимальное время отправить отряд по назначению. Признается, всякий раз переживает. Особенно если в группе новички. Они хоть и прошли все учения, но на первом пожаре могут растеряться. Тут главное – грамотно координировать их действия. Это задача командира. А сразу после этого традиция – «молодого» бойца обливают водой из брандспойта. Устоял на ногах, выдержал – значит, свой парень, сработается.

– Сюда просто так не приходят, – продолжает Сергей Степанович. – Каждый раз риск. Так что за то время, пока я работал, «случайных» не было. Остаются те, кто видит в этом призвание, ценит благородство профессии. С годами так привыкают, что не могут уже без своего дела.

Удовлетворение получает каждый, и без опыта, и те, кто много лет в этой службе. Ты спас жизни людей, их имущество. Они рады. Но в большинстве случаев хозяева виноваты. У одних проводка гнилая была, другой с сигаретой уснул или кто-то «бычок» с балкона кинул, а он к соседям залетел. Минутное дело, и огонь уже не остановить.

Рабочий день в пожарной части начинается в 8 утра. В это время происходит смена караулов – заступают на дежурство 14 человек. Караул – команда пожарных со строгой иерархией и обязанностями каждого.

Новая смена принимает технику, аварийно-спасательное оборудование, порядок в помещениях. После заступает на сутки. А дальше как получится. Можно целый день отрабатывать нормативы и учебные тревоги, а может случится так, что будешь ездить с одного пожара на другой.

Анатолий Старков начальник пожарной части. Несмотря на должность, тоже выезжает на вызовы. Рассказывает не о себе, о ребятах, которым доверяет как самому себе.

– Все как обычно. Ничего сверхъестественного не произошло в этом году, – уверяет он.

– Неужели не было серьезных пожаров?

– Они все серьезные, если есть люди в зоне бедствия, – говорит Анатолий и смотрит на своих коллег, словно ждет от них подсказки.

– Загорелась автомойка, за которой был склад с газовыми и кислородными баллонами. Вынесли все до одного, 42 газовых и 15 кислородных. Нужно было все параллельно делать – выносить, тушить, охлаждать. Ничего, справились. Опасно, не спорю, но в этом и заключается работа.

Звонки по номерам 101 или 112 из города попадают диспетчерам ЦОУ (центра оперативного управления). Диспетчер выясняет, кто звонит, что произошло и где. Количество звонков в летнее время увеличивается – гореть начинают свалки.

– Мы тесно взаимодействуем со всеми оперативными службами города, – говорит Анатолий Валерьевич. – Одновременно с нами может приехать «скорая», наряд полиции, аварийно-газовая служба. Если категория возгораний относится к сложным, приезжают пожарные машины со всех гарнизонов города, как это было на складе с баллонами. А так у нас у каждой части своя территория. Специализированная пожарная часть № 1 обслуживает район мясокомбината, Ремзавод, район Астана, территорию по Шолоховской, дачные массивы и так далее. Почему наша часть называется специализированной? Потому что у нас имеется спецтехника, готовая работать на максимальной высоте, длина лестницы 54 метра.

Сведения о пожаре по прямому телефону ЦОУ передает в диспетчерскую пожарной части, в зоне ответственности которой произошел пожар. И дальше «держит руку на пульсе» – если есть необходимость, высылает усиление из других частей. Тут важно не упустить время.

По словам спасателей, с каждым годом передвигаться по городу сложнее. В любую точку зоны ответственности огнеборцы должны прибыть максимально быстро. Иногда это физически невозможно, потому что, выезжая из части, машина сразу попадает в пробку.

– Нам не уступают, – говорит Мейрамбек. – Даже если включаем светофор у пожарной части.

Он идет к дверям, откуда хорошо виден тот самый светофор.

– По правилам, как только он загорится, машины должны остановиться или хотя бы не мешать выезду. Вы думаете, кто-то смотрит в нашу сторону? Они и светофор не видят. Да и машину с сиреной не слышат и не хотят пропускать.

Пожарная машина несется по городским улицам, сирена разрывается, словно сообщает: где-то произошла беда. От опыта водителя зависит многое. Действуя на свой страх и риск, ему иногда приходится нарушать правила дорожного движения. Ответственность за ДТП в этом случае несет водитель. При нарушении правил ПДД не штрафуют, но объяснительные писать приходится.

В сознании людей пожарный – это герой, который без страха входит в горящую избу. В реальности все выглядит слегка иначе. Он должен не только спасти, но и «просчитать» ситуацию. В этой профессии риск присутствует, но разумный. В противном случае можно погибнуть. А глупая смерть никому не нужна.

Многие, с кем удавалось поговорить, признавались – сложно было вначале. Когда приходилось мириться с тем, что не все зависит от профессиональной подготовки и физической силы пожарных. С тем, что приходится видеть убитых горем родственников, когда они ждут чуда, а оно не происходит.

– Сталкиваться приходится с разным, огонь не щадит никого и ничего, – говорят спасатели.

Сосчитать количество спасенных жизней пожарными области практически невозможно. Впрочем, они спасают не только во время пожара. Совсем недавно специалисты этой части прибыли в городской парк для того, чтобы снять людей с колеса обозрения. Аттракцион сломался, и люди остались висеть в воздухе. Среди них дети, пенсионеры, женщины. Задача – успокоить. Тем, кто ждал спасения, объяснить, каким именно образом будет проходить эвакуация.

– С высоты сняли людей за два часа. Проблемно было проехать к этой части парка, но и с этим мы тоже справились, – рассказывает начальник пожарной части.

Если вечер и ночь выдались спокойными, бойцы могут посмотреть телевизор в комнате релаксации. Здесь, к слову, очень уютно. Или попить чаю в столовой. Есть и комната отдыха, кровати. Только спят они очень чутко: в любой момент может прозвучать сигнал тревоги, а это значит, есть только несколько минут, чтобы добраться до места, где люди ждут помощи.

Фото Департамента ЧС ЗКО и Ярослава Кулика

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top