Полярный «котёл». Демонтаж Ялтинской системы мира и ситуация в Арктике

3 марта 2016
0
2547

В феврале текущего года исполнился 71 год событию, на многие десятилетия определившему ход мировой истории. Речь идёт о Ялтинской (Крымской) 1945 года конференции глав правительств трёх союзных держав во Второй мировой войне: И. Сталина (СССР), Ф. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания). Были определены и согласованы военные планы трёх союзных держав и намечены основные направления их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности. Участники Ялтинской конференции заявили о своей цели – уничтожить германский милитаризм и нацизм, было решено создать в Германии зоны оккупации тремя державами (а также Францией в случае её согласия) и общегерманского контрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, создании ООН. Советский Союз выразил готовность вступить на определённых условиях в войну с Японией через два-три месяца после окончания войны в Европе.
Так называемая перестройка в СССР и его крах в 1991 г. ускорили процесс демонтажа Ялтинской системы мира. К середине 90-х годов её не стало. Что дальше? Куда идёт мир, систему какой «безопасности» создают и создают ли вообще нынешние политические лидеры?

У. Черчилль, Ф. Рузвельт и И. Сталин  на Ялтинской конференции. 1945 г.

Огромное значение договоренностей в Ялте и самой Ялтинской системы мира особенно отчетливо видны на фоне резкого ухудшения послевоенной международной обстановки, особенно после знаменитой речи Уинстона Черчилля в американском городе Фултоне в 1946 г., положившей начало «холодной войне».

В ответ на организацию в 1949 г. НАТО, в 1955 году страны Восточной Европы во главе с Советским Союзом создали Варшавский блок. Наши войска стояли в Европе, в том числе в ГДР – Германской Демократической Республике, что являлось мощным сдерживающим и регулирующим фактором в международных делах. Бомбардировки в 1999 г. Югославии, нападение на Ирак и самопровозглашение независимости Косова в такой обстановке были невозможными! Затем тормоза были отпущены.

В конце марта 2007 г. была опубликована программа развития военно-морского флота США на 21 век. В ней особое внимание обращалось на «возможность конфликта вокруг природных ресурсов Арктики, о своих притязаниях на которые заявили некоторые государства региона».

Россия, например, претендует на освоение шельфа арктических морей. Речь идет, конечно, не о прибрежной зоне, а об отдельных участках шельфа. Канада, Норвегия и другие страны тоже хотят здесь поработать. Премьер-министр Канады Стивен Харпер объявил о планах строительства в Заполярье двух военных баз для «защиты интересов страны». В это же время произошло слияние двух крупнейших нефтяных компаний Норвегии. Предполагается, что они объединили ресурсы для более активного освоения Северного Ледовитого океана.

Китай находится за тридевять земель от Арктики, но и он активно расталкивает локтями конкурентов. В 2006 г. китайцы открыли исследовательскую станцию на Шпицбергене, а затем снарядили в Арктику купленный на Украине ледокол «Сюелун» («Снежный дракон»). Ученые из Поднебесной занялись изучением «арктического влияния на климат Китая». Тема исследования, мягко говоря, несколько надуманна: наших соседей наверняка интересует Северный Ледовитый океан как источник природных ресурсов.

По оценкам ООН, запасы нефти и газа здесь в 2,5 раза превышают их количество во всех известных на планете месторождениях. Еще в Арктике есть золото, алмазы, платина, никель. Здешний климат становится мягче, сокращается толщина и плотность льдов. Вот все и стараются обосноваться на ранее никому не нужной территории. Мнением соседей никто не интересуется. Но почему? А международные договоры?

Член Научно-экспертного совета Морской коллегии правительства России, доктор юридических наук, профессор Геннадий Мелков поясняет:

– Статус Арктики в отличие от Антарктиды не определен многосторонним договором. Сейчас этой территорией заинтересовались едва ли не все ведущие страны. Но больше всего претензий на эту территорию у стран, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану: США, Канада, Норвегия, Дания (через ее провинцию Гренландию) и Россия. Они же несут первоочередную ответственность за охрану окружающей среды Арктики. И пускать сюда других не очень-то выгодно. Однако, согласно международному праву, каждая из этих стран имеет в Северном Ледовитом океане свои территориальные воды – 12 морских миль от побережья или от их внутренних вод.

Но тут есть еще один очень важный нюанс. Существует исключительная 200-мильная экономическая зона. И арктический континентальный шельф – дно океана, фактически – продолжение материка. Его продолжительность определяется международным правом двумя способами.

По Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., которую подписали все пять арктических государств, – без ограничений, до шельфа противоположного государства.

По Конвенции 1982 г. – с ограничениями: 200, 350 миль и т.д. Остальная акватория общая. Но Канада и СССР полагали, что Конвенцию 1982 г. на арктические льды распространять нельзя. США такое соглашение даже не подписывали! Поэтому все пять стран имеют свое мнение о разделе Арктики.

Россия обозначила свою границу более 100 лет назад: в 1907 г. она объявила, что будет придерживаться правила арктических секторов, как, впрочем, и Канада. Она даже выступала в 1907 г. по этому вопросу со специальным заявлением.

Мелков обращает внимание на то, что канадское заявление уже больше 100 лет никто не оспаривает. Если все пять арктических стран согласятся поступить так, как Канада, то самая большая территория сохранится за Россией – примерно 5,8 млн. квадратных километров, так как у нее самое протяженное побережье в Северном Ледовитом океане. У Канады второй по величине сектор…

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

С Соединенными Штатами ситуация вообще вышла очень пикантная. Речь об Аляске. Распространено мнение, что Аляску Россия отдала Штатам в аренду, срок которой истек, значит пора возвращать землю под российское крыло. Если такое случится, то США будут исключены из числа претендентов на раздел Арктики. Как тут не вспомнить хит группы «Любэ» – «Не валяй дурака, Америка!», в котором содержится призыв вернуть Аляску России.

Однако заведующий кафедрой международного права Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Министерства иностранных дел России профессор Александр Вылегжанин такие надежды развеял.

«Россия в 1867 году действительно уступила Аляску Соединенным Штатам, а не сдала ее в аренду. В статье 1 официального текста Конвенции об уступке Аляски четко обозначена воля России и США: «Его Величество Император Всероссийский сим обязуется уступить Северо-Американским соединенным Штатам, немедленно по обмене ратификацией, всю территорию с Верховным на оную правом, владеемым ныне Его Величеством на Американском материке».

И начались «арктические войны». В 1924 г. на острове Врангеля вдруг высадились канадцы. Выгнала их оттуда советская канонерская лодка «Красный октябрь». В 1933 г. Дания выиграла суд у Норвегии и официально закрепила права на остров Гренландия, став крупной арктической державой.

И подобных примеров, особенно вооруженных конфликтов, предостаточно.

Странное, однако, создалось положение. Повсюду кричат о неопределенности правового статуса Каспийского моря, о многолетних переговорах по этому водоему, обострении на нем экологической обстановки и опасности применения на Каспии военной силы. Арктика долго находилась на дальнем плане, пока не зашла речь об «арктических кладовых» и не стали появляться публикации о глобальном военном конфликте в этой части планеты.

Появляются даже броские заголовки вроде «Третья мировая война может начаться на Северном полюсе» (Газета «Для всех» от 16.05.2008). Подзаголовок тоже символичен: «Военные уже разрабатывают планы грядущих сражений в Арктике. Можно ли решить вопрос мирно?»

Конечно, можно! Для этого необходимо немедленно начать проработку вопроса о правовом статусе Арктики. Разобраться с проблемами шельфа и территориальных вод. Уточнить, какие полезные ископаемые подлежат добыче и какой страной. Если они будут добываться совместно несколькими государствами, все это надо закрепить договорами, соглашениями, конвенциями. Нынешняя правовая и прочая неразбериха в Арктике только провоцирует всякие недоразумения, нарушения, что уже в ближайшей перспективе действительно может спровоцировать войну.

Прикаспийские страны, кстати, уже бряцали оружием, а Иран даже обвинял Казахстан в подготовке враждебных действий. В 2002 г. Россия совместно с Казахстаном и Азербайджаном провела на Каспии впечатляющий сбор-поход, каких не было даже во времена Советского Союза! Все верно: Каспий – мировая кладовая углеводородов, вот и пересекаются здесь интересы разных стран. Что говорить об Арктике с ее огромными территориями и природными богатствами. Тут такая заваруха может случиться, что мало не покажется – настоящий полярный «котел»!

Ситуация осложняется тем, что взамен Ялтинской системы мира другого подобного своей эффективности международного правового и политического механизма не создано.

Когда не стало СССР, не только на Западе, но и в СНГ раздались аплодисменты: отлично! Теперь нет у НАТО противника, значит нет больше угрозы мировой войны. Когда же США, как единственная сверхдержава, начала хозяйничать на всей планете, стали сетовать, что это тоже плохо, однополярный мир не гарантирует на планете хоть какую-то стабильность и безопасность.

С развалом СССР исчезла система противовесов. На роль второй сверхдержавы претендует динамично развивающийся Китай. Он старается дружить с Америкой прагматично и осторожно (по объему американских инвестиций в экономику КНР – первая страна в мире), но обострение отношений между Пекином и Вашингтоном по мере усиления влияния Китая, скорее всего, неизбежно. Россия, ослабленная в 90-е годы ельцинским правлением, сегодня усилила свои геополитические позиции. Касается это и Арктики: на побережье и прибрежных островах возрождается советская военная инфраструктура, создаются военные базы.

Рост террористической угрозы в мире, разобщенность мирового сообщества в борьбе с ней, участившиеся военные конфликты вроде вторжения НАТО в Югославию, бомбардировок Ливии, сирийский кризис – говорят о неэффективности нынешней системы международных отношений. Начинать строить новый миропорядок необходимо немедленно. В качестве предпосылок, его первых шагов могло быть хотя бы частичное урегулирование споров вокруг Арктики. Это очень и очень трудная задача, но решать ее надо!

Карта Арктики

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top