Подъем со скрипом

14 февраля 2019
0
1577

Треть лифтов в Уральске работают на честном слове – их срок службы давно истек. Сами жильцы не готовы покупать взамен них новые подъемники. А обслуживающие организации не хотят браться за их ремонт, так как боятся разориться на запчастях.

Фото: wikipedia.org

 

В отделе жилищно-коммунального хозяйства города Уральска нам рассказали, что на конец 2018 года в Уральске в 159 домах – 407 лифтов. Все они являются частной собственностью жильцов многоквартирных домов.

Лифты – частные, обслуживание – по договору

«В абсолютно рабочем состоянии 255 лифтов, 132 – эксплуатируются с истёкшим сроком службы (для лифтов он составляет 25 лет – прим. ред.), 20 лифтов по городу, в основном в многоэтажных общежитиях, не работают, – сообщил заместитель руководителя городского отдела ЖКХ Асхат Шадьяров. – До 2011 года обслуживанием механизмов по городу занималось государственное предприятие «Горлифт», затем эту сферу услуг передали в конкурентную среду. Сейчас обслуживанием и ремонтом лифтов в Уральске занимаются ТОО «Уральск-лифт», ТОО «Алибилифт», ТОО «Лифт-монтажстрой», ИП «Полишкин», ИП «Нургалиева».

Заместитель главы ЖКХ пояснил, что за последние 6 лет по городу за счет самих жильцов произведена замена 14 лифтов, в 2018 году еще 4 лифтов: это микрорайон Кунаева, дом № 25, II подъезд и дом № 68, II, III подъезды; а также в доме № 112, по ул. Курмангазы, на 2019 год планируется заменить 7 старых подъемников.

«Стоимость одного лифта белорусского производства составляет 9 млн. тенге, российский дороже – 10,2 млн. тенге, – отметил Шадьяров. – Самим жильцам такую сумму собрать не по силам, поэтому люди меняют лифты в своих домах по государственной программе модернизации ЖКХ. Они берут займ на приобретение и монтаж лифта и затем, в течение 15-20 лет, расплачиваются. В среднем, за новый механизм одна семья платит в месяц 2600 тенге, если займ рассчитан на 15 лет. Мы постоянно проводим собрания жильцов домов, где есть аварийные лифты, но зачастую люди не соглашаются на модернизацию, они хотят, чтобы их заменил кто-то другой, и не за их счет».


Оплата за пользование лифтом в Уральске с одной квартиры составляет 600-700 тенге в месяц. В среднем, ремонт и обслуживание одного лифта в месяц стоит 12-13 тысяч тенге.


«Старое развалили, новое не создали»

Глава ТОО «Уральсклифт» Борис Деев более 30 лет работает в сфере установки и обслуживания лифтов.

«На начало 90-х годов в городе было около 300 лифтов, в штате у нас – 153 лифтера и 17 электромехаников, – рассказал он журналисту. – Сфера хозяйства была дотационной – она содержалась за счет государства. Крупные заводы – «Зенит», «Омега» сами оплачивали ремонт и эксплуатацию в тех домах, где жили их работники. Когда начался развал Союза, мы стали сначала малым предприятием, потом перерегистрировались в ТОО. Было сложно. Люди привыкли, что лифты обслуживаются за счет государства, и не хотели заключать с нами договора, платить деньги. Коллектив пришлось сократить в разы».

А потом начался бум на цветной металл, и множество лифтов по городу просто разворовали и сдали во «Вторчермет».

«В 2001 году акимат города принял решение создать государственное предприятие «Горлифт», которое бы восстановило хозяйство, в это предприятие влито больше 9 миллионов тенге, но в итоге ничего хорошего не получилось, – констатирует Борис Деев. – Лифты продолжали ветшать, у людей копились долги за обслуживание. А в начале 2011 года произошла трагедия – в шахте лифта погибла беременная женщина. Тогда директора «Горлифта» осудили на полгода, но чуть позже освободили по амнистии».

И вновь за наведение порядка взялись частные фирмы, предприятие Бориса Деева в том числе: только по Уральску ТОО «Уральсклифт» за последние 13 лет установило 292 новых лифта.

Но сейчас, по словам Деева, обслуживанием жилого сектора его предприятие уже не занимается.

– Появилось множество фирм, которые предлагают обслуживание ниже, чем у нас, – поясняет он. – А мы не можем позволить себе работать в убыток… Обслуживаем коммерческие объекты. Хотя… мне до сих пор больно за то, что эту сферу в городе развалить сумели, а новую, доступную и безопасную для людей, так и не создали… Лично я считаю, что без поддержки государства, без дотаций восстановить лифтовое хозяйство в городе нельзя – самим содержать и ремонтировать сложные механизмы жильцам не по карману.


Лифты, которые запланированы к модернизации на 2019 год:

– проспект Евразия, дом № 71, I подъезд;
– проспект Евразия, дом № 55, I подъезд;
– микр. «Строитель», дом № 27/1, IV подъезд;
– микр. «Строитель», дом № 27/1, V подъезд;
– проспект Достык-Дружба, дом № 187, I подъезд;
– проспект Достык-Дружба, дом № 187, II подъезд;
– ул. Курмангазы, дом № 210


«Мы не готовы рисковать и работать с советскими лифтами»

ТОО «Алибилифт» – предприятие, которое на сегодня обслуживает большую часть лифтов в Уральске и городе Аксае.

– Свое ТОО создал в 2013 году, – рассказал руководитель предприятия Алиби Айталиев. – Начинал с 10 лифтов в Уральске, сейчас обслуживаю 68, в основном в новых домах, и еще 40 грузовых лифтов на предприятиях. В Аксае у нас на обслуживании – 44 (еще около 100 аксайских подъемников – нерабочие).

Алиби Айталиев признает, что старается не брать на обслуживание старые лифты, считает, что эксплуатировать технику с истекшим сроком службы небезопасно. Эти «бесхозники», по его словам, жильцы ремонтируют раз от разу, обращаясь в разные ИП.

– По программе модернизации ЖКХ я в прошлые годы установил в Уральске 7 новых лифтов, в 2018 году – еще один, – говорит глава ТОО «Алибилифт». – Но люди крайне неохотно соглашаются на участие в программе модернизации. Всего 40% готовы на покупку новых лифтов за свой счет.

Кроме того, лишь 60% жильцов являются исправными плательщиками услуг по пользованию лифтами. В ТОО «Алибилифт» есть потребители, которые годами не платят за обслуживание в их домах.

В настоящее время, сетует Айталиев, его предприятие живет только за счет монтажа лифтов в домах, которые строятся по госпрограмме или за счет частных инвестиций.

– Хорошо, что у нас в обслуживании почти новые лифты. Если бы мы обслуживали старые, давно разорились бы на их ремонте, – отмечает он. – Даже с новыми подъемниками есть проблема – к нам никто не идет на работу в лифтеры, чтобы их обслуживать, убирать. За один лифт мы платим 3 тысячи тенге, но это очень мало. У меня должно быть 40 лифтеров, а по факту только 15. Нет денег их содержать за свой счет. Если бы от государства выплачивали дотацию, мы могли бы создать диспетчерский пункт, где в электронном формате отслеживалась бы вся работа механизмов по городу, наладить безопасную работу. Однако такого никто даже не обещает.

Комментарий

Бериккали Айткалиев, руководитель отдела развития коммунального хозяйства управления энергетики и ЖКХ по ЗКО:

«Наш отдел занимается постановкой на учет опасных технических устройств (это лифты, эскалаторы, фуникулеры), смонтированных на объектах жилищно-коммунального и бытового назначения (дома, больницы, торгово-развлекательные центры).

Согласно Правилам безопасности подъемных механизмов, полностью ответственность за безопасность эксплуатируемого лифта несет обслуживающая организация, у которой должен быть аттестат на право проведения работ с грузовыми механизмами.

Могу точно сказать, поставщики услуг по обслуживанию и ремонту лифтов по области – добросовестные. В наш отдел практически не поступает нареканий на их работу. Я лично постоянно делаю обзвон всех подрядчиков по эксплуатации лифтов в Уральске и Аксае, проверяю наличие актов обследований лифтов, паспорта, журналы по ремонту».

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top