Почему Никита Хрущёв «подарил» Крым Украине?

15 декабря 2016
0
1942

Не секрет, что отсутствие информации, недосказанность порождают слухи, некомпетентные суждения. Один мой знакомый недавно заявил следующее: «Вот сейчас все про Крым пишут, говорят и показывают. Мол, входил он при Союзе в состав РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; – ред.), и вдруг подарил его Хрущёв Украинской ССР… А почему подарил, какие исторические обстоятельства этому способствовали – молчок. Вот вы можете мне объяснить – почему?» Правомерный вопрос. Попробую на него ответить.

Борьба за полуостров

Ещё во времена язычества славянские племена совершали походы на византийские города, располагавшиеся в Крыму. Здесь же, в древнем граде Корсунь (Херсонесе Таврическом), развалины которого расположены неподалёку от Севастополя, произошло крещение киевского князя Владимира. То есть, отсюда пошло православие на Руси.

В 1441 году на полуострове возникло Крымское ханство. Крымские татары часто совершали набеги на земли Великого княжества Московского и Речи Посполитой. В свою очередь, русские совершали в Крым походы, чтобы наказать налётчиков за грабежи.

Окончательно набеги татар были прекращены во времена правления Екатерины Второй. После победоносной для России войны с Турцией в 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому Крымское ханство было объявлено независимым от Османской империи, а в нескольких крымских крепостях России разрешалось держать свои гарнизоны.

Но Крымское ханство просуществовало в качестве самостоятельного государства совсем недолго. В 1783 году последний крымский хан Шахин-Гирей отрёкся от престола, и 8 апреля того же года императрица Екатерина Вторая опубликовала манифест, согласно которому Крым объявлялся русским владением. А по Ясскому мирному договору, подписанному побеждённой Турцией в 1791 году, Османская империя окончательно отказалась от всех прав на Крым.

Форпост России

Крымский полуостров имел важное стратегическое значение для России, обеспечивая её господство над Чёрным морем и выход к южным морям. Сразу же после присоединения Крыма к России в 1783 году в Ахтиарской бухте неподалёку от древнего Херсонеса был заложен новый город и порт – Севастополь. Он и стал главной базой Черноморского флота.

Начиная со времён Екатерины Великой и до развала Советского Союза в 1991 году в экономику, науку, инфраструктуру, оборону Крыма были вложены огромные средства.

После Октябрьской революции 18 октября 1921 года была образована Крымская АССР в составе РСФСР. Таковой она и была до 1946 года, когда автономию Крыма упразднили, и она стала обычной областью, опять-таки в составе РСФСР. Но вот в 1954 году Россия Крым потеряла. Сегодня остаётся только диву даваться, как это произошло.

«Пускай берут: государство не обеднеет!»

Вспоминается ставшая классической сцена из кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятой по одноимённой пьесе Михаила Булгакова: «ненастоящий царь», похожий на Ивана Грозного, решил откликнуться на требование шведов отдать им Кенскую волость… «Пускай берут: государство не обеднеет!» – говорит персонаж актёра Юрия Яковлева. Нечто подобное произошло и с Крымом. Его, правда, сделали этакой «разменной монетой» во внутрисоюзном масштабе и тогдашним творцам такой территориальной комбинации она не казалась странной.

Строго говоря, творец был один – сам Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв. Именно Первый, а не Генеральный, как сейчас пишут во всех газетах: должность Генерального секретаря была введена после отставки Хрущёва и первым Генсеком был Леонид Брежнев.

В архиве президента России хранится протокол №49 заседания президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года, на котором одиннадцатым пунктом значился вопрос о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Председательствовал на заседании Георгий Маленков. Кто выступал с докладом и выступал ли вообще – в протоколе не указано. Очевидцы заседания свидетельствуют, что решение готовилось и принималось под сильнейшим давлением очень увлёкшегося этой идеей Никиты Хрущёва.

5 февраля 1954 года решение, принятое партийной верхушкой КПСС, было юридически оформлено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», в котором была всего пара предложений:

«Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Настоящее предложение внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР».

Уже 19 февраля 1954 года по сценарию Михаила Суслова прошло заседание Президиума Верховного Совета СССР, принявшего Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».

Почему же возникла необходимость такой передачи? Дело в том, что в 1954 году в СССР пышно отмечали 300-летие добровольного присоединения Украины к России, в связи с чем руководители КПСС замышляли ознаменовать этот юбилей какой-нибудь заметной акцией. К тому же Хрущёв, готовясь к борьбе за влияние в партии, рассчитывал таким способом получить поддержку влиятельного «украинского клана» в ЦК КПСС.

Н. Хрущёв и И. Броз Тито на охоте в КрымуНасколько, однако, был законен акт передачи Крыма Украине? Имел ли право Хрущёв давать согласие от имени Российской Федерации на изменение её территории?

О таком обязательном согласии говорили в то время ст. 16 Конституции РСФСР и ст. 18 Конституции СССР. Отсюда следует, что никакие органы государственной власти РСФСР не наделялись правом изменять или давать согласие на изменение территории РСФСР.

Поскольку пункт «д» ст. 14 Конституции Союза ССР относил к ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления утверждение изменений границ между союзными республиками, а республиканская конституция не наделяла никакие органы государства правом решать этот вопрос, то можно говорить о конституционном пробеле. Оставался единственный способ получения согласия РСФСР на изменение её территории – референдум граждан. И пункт «г» ст. 33 Конституции Российской Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом проводить всенародный опрос (референдум). В 1954 году это сделано не было.

По мнению журнала «Загадки истории»(2014 г., №11), такая ситуация «оказалась возможной только в атмосфере правового нигилизма, когда прихоть партийных чиновников, а тем более вождей КПСС, была выше законов и выше Конституции».

Забытый Севастополь

История же с Севастополем вообще оказалась скандальной. Дело в том, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №761/2 от 29 октября 1948 года город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесён к категории городов республиканского подчинения. Этот указ в последующем не был ни отменён, ни изменён.

В связи с этим Совет Министров РСФСР своим постановлением №1082 от 29 октября 1948 года поручил российским министерствам, ведомствам и Крымскому облисполкому в плановых и бюджетных вопросах отделить Севастополь от Крымской области. Последнее поручение в связи с прекращением дотационного периода финансирования европейской части РСФСР после Великой Отечественной войны было отменено Постановлением Совета Министров РСФСР №264 от 25 апреля 1968 года.

Следующий документ, принятый в отношении Севастополя на уровне высших органов государственной власти России, – это Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О статусе города Севастополя» №5359-1 от 9 июля 1993 года, подтвердившее российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. В Постановлении давались поручения Совету Министров, Центральному банку России, Комитету Верховного Совета РФ предпринять меры по обеспечению этого статуса.

Больше никаких решений по Севастополю Россия не принимала. Отсюда следует, что, в отличие от случая с Крымом, в отношении Севастополя не было самого юридического факта передачи города Российской Федерацией Украине. Включение Севастополя в текст Конституции Украинской ССР (ст. 77) в качестве города республиканского подчинения не имеет юридической силы с момента принятия, поскольку решение принято Украинской ССР в одностороннем порядке без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.

Словом, налицо грубое попрание законов. По-видимому, Никита Сергеевич и его немногочисленные сторонники «крымского дарения» посчитали, что СССР будет существовать вечно, а значит, внутри его можно тасовать территории как карточную колоду когда угодно и как угодно и не тратиться на какие-то референдумы. Невдомёк было Н. Хрущёву, что такие территориальные вольности могут в ближайшем же будущем стать причиной напряжённости, раздора, что и показала история с Крымом.

В большой политике нельзя руководствоваться сиюминутными интересами, надо мыслить масштабно, стратегически. Тогда больше будет вероятность принятия разумных, взвешенных решений.

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top