По Волге и Дону

7 сентября 2017
0
1402

(Продолжение. Начало в № 33-35)

Это поразительно, однако строительство Волго-Донского судоходного канала началось уже в годы Великой Отечественной войны, вскоре после того, как немецко-фашистским войскам было нанесено сокрушительное поражение на берегах великой русской реки.

Впрочем, планы по его прокладке в СССР были детально разработаны еще где-то в середине тридцатых годов, но их осуществлению помешала агрессия фашистской Германии против нашей страны.

Самым удобным местом, где искусственная водная артерия должна была взять свое начало, определили Сарептский затон Волги, недалеко от города-героя. Удобство это заключается прежде всего в близости острова, который отделяет затон от основного русла реки и служит надежной преградой от штормов и ледоходов. Теперь после круиза, перебирая в памяти свои летние впечатления, я не могу припомнить, чтобы организаторы нашего отдыха обращали внимание туристов на это и другие примечательные места, когда мы мимо них проплывали. Как и на многое из того, что имеет то или иное отношение к истории крупного канала. А жаль. Мы проследовали по нему более ста километров и столько же, конечно, по возвращении домой. Искусственная река долго словно бы не хотела выпускать нас из своих объятий, создавая на нашем пути все новые и новые препятствия в виде многочисленных шлюзов. Она как бы соревновалась с Волгой и Доном в стремлении произвести на нас не меньшее впечатление.

Реализация грандиозного проекта началась в сорок третьем году, а завершилась в пятьдесят втором. Это была стройка всесоюзного масштаба. В ней принимали участие представители самых разных регионов страны – семьсот тысяч так называемых вольнонаемных, среди которых было много молодежи. Здесь также активно использовался труд заключенных, всего через «Волго-Дон» прошли более ста тысяч осужденных. А еще сто тысяч – это пленные немцы, привлеченные к сооружению объекта огромной государственной важности.

Если заглянуть в глубь веков, то узнаем, что, вообще-то, было несколько попыток соединить Волгу с Доном. Первая – в середине шестнадцатого века, турецкий султан снарядил для этого более двадцати тысяч своих солдат. Однако когда они, как сообщают летописи, изрядно намаявшись, вскоре бросили безнадежное дело, то возвращались назад с «великой бранью», говоря, что тут и за сто лет всему турецкому народу ничего не сделать.

Мечтал о соединении двух рек и царь-реформатор Петр I.

Однако и этим планам не суждено было сбыться. Началась Семилетняя война со Швецией, и все внимание Петра переключилось на ведение боевых действий с северным соседом. О начатом в настоящее время напоминает только Петров вал, оставшийся с тех времен возле одноименного городка.

Судоходный канал проходит по степным местам, где люди всегда испытывали нехватку в воде, и тем удивительнее сознавать, что его огромное значение не только в том, что он принес с собой живительную влагу, но и как бы связал в единую транспортную систему пять морей: Балтийское, Белое, Черное, Азовское и Каспийское.

Сам по себе канал – это целый музей под открытым небом. Красивые монументальные ворота, через которые суда входят и выходят из шлюзовых камер. Он тянется по местам былых сражений времен Гражданской и Великой Отечественной войн, и поэтому вдоль него достаточно различных монументов и памятных знаков. К примеру, у десятого шлюза стоит памятник героям Гражданской войны – А.Я. Пархоменко, Н.А. Рудневу и Ф.А. Сергееву (Артему). А у тринадцатого шлюза высится монументальное сооружение – скульптура Евгения Вучетича «Соединение фронтов», установленное в месте соединения Сталинградского и Юго-Западного фронтов в ноябре сорок третьего года, когда было завершено окружение крупной группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом.

А у начала канала возвышается грандиозный Владимир Ильич Ленин – двадцать семь метров сама фигура вождя пролетариата, да еще тридцать метров приходятся на постамент. Мемориальный объект внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый большой памятник, когда-либо установленный реально жившему человеку.

Примечательно, что когда-то на этом месте стоял Иосиф Сталин, но в ходе процесса десталинизации памятник убрали. Постамент долго пустовал, пока в начале семидесятых на него не установили Ильича.

Когда-то Волго-Донской гремел на всю страну и играл важную роль в ее народнохозяйственном комплексе. Нынче канал во многих местах похож на небольшую реку где-нибудь в отдаленной провинции. Редко где-нибудь увидишь судно, неподвижное, одинокое, безмолвное, будто навсегда покинутое экипажем. Вдоль канала расположены поселки рабочих и других специалистов, некогда обслуживавших легендарную водную артерию или продолжающих тут трудиться. По берегам в тени деревьев прячутся в одиночку и группами рыбаки, сонно склонившиеся над удочками. Кое-где еле заметно тлеют костры. До рыбаков порой так близко, что туристы, стоящие на палубах, задают им традиционные в таких случаях вопросы: «Как клюет? Что больше всего ловится?»

Однажды вместе с нашим теплоходом в шлюзовую камеру зашла стая серебристых рыб, похожих на чехонь. Кто-то из пожилых туристов с сожалением вздохнул: «Эх, сюда бы удочку закинуть, вот был бы улов!»

На всем своем протяжении, или по крайней мере там, где мы ее видели, Волга грязная. Просто удивительно: такая огромная река, а вода как в каком-нибудь ручье, бегущем по городским улицам.

Войдя в канал, мы вскоре обратили внимание на то, что вода в нем заметно чище, чем в Волге. Объясняется это тем, что он питается из Дона, который, как я уже отмечал, на несколько десятков метров расположен выше. Загрязнен Дон меньше, и уже, видимо, поэтому показался нам более приветливым, веселым, ближе, чем Волга.

Лет десять назад руководство страны озаботилось увеличением пропускной способности канала. В своем ежегодном Послании Федеральному собранию В.В. Путин указал на необходимость рассмотреть вопрос о строительстве второй ветки Волго-Донского, что позволило бы увеличить его пропускную способность как минимум вдвое – до тридцати пяти миллионов тонн грузов в год. Однако дальше пожеланий дело не пошло. Впрочем, даже в нынешнем своем состоянии, местами заилившийся, крупнейший водохозяйственный объект используется не в полную силу, примерно наполовину от проектной мощности.

Да, я чуть было не забыл. Тогда же в июле, а точнее двадцать седьмого числа, «Волго-Дон» торжественно отметил свое 65-летие. Но это уже было после нашего круиза…

Перед Ростовом-на-Дону мы сделали трехчасовую остановку во второй половине дня в станице Романовской, административном центре Волгодонского района Ростовской области. Это старая казачья станица, первые упоминания о которой относятся еще к началу пятнадцатого века. Местные краеведы, и не только они, название населенного пункта связывают с первым русским царем из старинного рода бояр Романовых – Михаилом.

Станица, уютная, зеленая, достаточно большая, встретила нас тишиной и покоем. Но это оказалось обманчивым впечатлением. Чем дальше мы уходили от скромной сельской пристани, тем громче становились звуки музыки и веселья. И вот мы, пройдя несколько утопающих в садах улиц, где ветви абрикосовых и других фруктовых деревьев буквально свешивались под тяжестью плодов из-за заборов на тротуары, – бери и рви, что мы с удовольствием и делали, – очутились на большой и очень красивой набережной. Она всюду была заполнена празднично разодетым народом. В центре набережной возвышалась очень высокая, необычной формы конструкция. У ее подножия стояла прямо на земле композиция, посвященная святым Петру и Февронии, которые в русской православной церкви считаются покровителями домашнего очага и любви. Когда мы подошли, здесь происходила свадебная церемония. Счастливые лица молодоженов, улыбки, смех и шутки гостей… Не часто, прямо скажу, встретишь такое, и мы тут на некоторое время задержались, слившись, да, буквально слившись с разудалыми донскими казаками. Показалось, что в этот субботний июльский день старая станица, вытянувшаяся вдоль берега Дона, по-настоящему приоткрылась нам. Мы увидели такое, чего обычно не дают официально проводимые экскурсии.

(Продолжение следует)

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top