По меркам совести

12 октября 2017
0
1870

В последнее время я живу на даче по трассе в сторону Подстепного и время от времени, проезжая в город на двенадцатом автобусе, вижу много школьников, переселившихся в наш город из бесперспективных сел и устроившихся, за неимением других участков, в дачных кооперативах. Вот уж кому больше всего не повезло, думаю я, так это этим детишкам и их родителям, дедушкам и бабушкам. Ведь им самим приходится преодолевать дальний путь до школ и обратно да еще с такими, просто огромными рюкзаками.

Так вот, недавно мне рассказали, что одного из школьников, у которого не хватило на проезд десять тенге, кондуктор не выпустила из автобуса на его остановке. Отвезли мальчика в Подстепное, причем там у них был обеденный перерыв, а потом увезли в город.

Перед отъездом из школы сын позвонил маме, и, надо ж было именно в это время случиться, у него в телефоне кончилась зарядка. Мама вышла на остановку, чтобы его встретить, но автобусы все шли мимо, а сына не было. Конечно, женщина перепугалась не на шутку, не знала, что и подумать, обзвонила всех знакомых, и только через два часа ей сообщили из города, что нашли мальчика и отправили его домой.

Не знаю, как на самом деле все это происходило, но думаю, что в любом случае кондуктор и водитель были совсем не правы, наказывая ребенка и его маму из-за десяти тенге. Допускаю, что он мог их нечаянно растратить, но ведь это меньше, чем копейка в советское время! И потом мне непонятно, слышали ли переговоры кондуктора с мальчиком другие пассажиры? Неужели ни у кого не нашлось этих несчастных десяти тенге? И вот теперь кстати поговорить о совести. Думаю, что она обязательно должна помучить и водителя с кондуктором, и тех, кто был в то время в том салоне и не помог мальчику. Ведь с совестью ты живешь всю жизнь, и у нее есть особенность даже спустя много лет напоминать о неправедном поступке, поднимать из глубин памяти то, что совсем не хотелось бы помнить. По словарю Ушакова, «совесть – это внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение».

По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Она выступает одним из основных регуляторов поведения человека, его поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддастся соблазну, в меру удовлетворит потребности.

Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным человеком, Абай предлагает практиковать самоотчет. «Если люди будут совестливы, знать меру, поступать умеренно, подвергнут себя самоконтролю, — пишет Абай, — то они избавятся от пороков и станут благонравными». Абай правильно понимал, что совесть — это самооценка личностью своих поступков. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным».

А Пушкин писал, что «совесть – когтистый зверь, скребущий сердце».

Иногда говорят, «этот человек бессовестный», что абсолютно неверно. Недавно ученые из Оксфордского университета обнаружили в человеческом мозге область, которая отвечает за совесть. Исследование показало, что эта функция есть только у людей, а животные ее лишены. Ученые сравнили снимки передней фронтальной коры мозга людей и макак. Обнаружены отличия в одной из двенадцати секций в этой области. По словам ученых, именно в этой секции находится шаровидный сгусток нервной ткани, который отвечает за выбор между плохими и хорошими решениями, между добром и злом.

Просто иногда крик совести можно заглушить. Но сделав это однажды, ты, может быть, совершишь незначительный проступок, например, обидишь ребенка, зато следующий может стать покрупнее, например, украдешь по мелочи, а потом ты можешь и преступить закон. И все равно на старости лет тебя может до смерти загрызть этот «когтистый зверь».

…У Салтыкова-Щедрина есть одна поучительная сказка, которая так и называется – «Пропала совесть». И заканчивается она так: никому не нужная, всех тяготящая и всеми проклинаемая совесть упросила последнего своего содержателя «растворить» перед нею «сердце чистое маленького русского дитяти» и «схоронить» ее в нем. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть». Велик и ясен социальный смысл этих замечательных слов великого писателя.

Автор: Сергей Аблаев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top